Православная аскеза - ключ к новому видению человека
завязывание действенной связи с Супра-Истоком и
разрывание таковой связи с Суб-Истоком [
12].
В целом, предложенная картография Границы наталкивает на то, чтобы развить некоторый компаративистский подход, где проводилось бы сравнительное рассмотрение определенного спектра психологических проблем, соответственно, в парадигме психоанализа и в парадигме духовной практики. Основным принципом этого подхода должен служить учет конститутивной роли Внеположного Истока во всех предельных феноменах человеческого существования. В частности, существенное поле сопоставления дают интерсубъективные проблемы - прежде всего, сравнение базовых форм интерсубъективности: трансфера в психоанализе и духовного отцовства или учительства в духовных практиках.
В данном же тексте мы схематично рассмотрим феномен покаяния, или Духовных Врат. Открывая собою путь духовной практики, это явление имеет разве что весьма отдаленные аналоги в парадигме психоанализа [
13], и его рассмотрение позволяет неплохо оценить характер и масштаб различий между верхней и нижней топиками Антропологической Границы.
См. предыдущую статью.
Немаловажно, что осознание онтологической сути практики, делающей эту практику "стратегией границы" и тем резко отделяющей от всех обычных стратегий, изначально входит в самое практику. Уже в древний период (IV-VI вв.), "монашеская литература проводит различие между (человеческим существом) и (монахом). Монахи обозначают себя как (людей, становящихся ангелами), или как (обоживающиеся существа), или многими подобными способами. Они ощущают себя вне исходной категории (человеческого)". (R. Valantasis. Daemons and the Perfecting of the Monk's Body: Monastic Anthropology, Daemonology and Asceticism // Semeia, 1992, v. 58, p. 49).
Понятие Первоимпульса неприятия смерти обосновывается и разбирается нами в подготавливаемой книге "Дискурс синергии".
Если не говорить об элементарной категории вещественных объектов, доступных, сменяемых и заменяемых.
P. Hadot. Exercices spirituels et philosophie antique. Paris 1981. Pp. 54, 56.