Личность и Абсолют
а) Общий принцип: мир и человек—повторение Бога в окружающей его среде, во тьме.
1. Может быть не полное повторение—тогда—человек, в котором мы находим искаженное повторение тайны Божества.
1. Сила, движущая миром.
2. Законы мира.
3. Жизнь и движение, становление законов.
4. Тело и факт, ставшее законов.
2. Но вот целиком воплощается Божество в мире.
Три Лица 1. Сила, не только движущая миром, но и спасающая его. 2. Богочеловек Христос. 3. Благодать Духа Святого. София а) Богородица. b) Невеста Агнца. c) Церковь
Таким образом, Церковь есть тело Божие, воплощенное в земной жизни, или тело Христово. Теперь должна стать понятной связь Софии с Богородицей и все таинство выражения о Христе и Церкви как небесном женихе и невесте.
5. Тексты.
1. Римл. 12, 4—8: единство всех в одном теле и различие всех.
2. 1 Коринф. 6, 15—20: соединяющийся в теле с Господом соединяется и в единый Дух.
3. » 12, 12—31:
a) Единство и множество.
b) Все нужны, несмотря на слабость; даже менее благородные нужнее.
c) Один член заботится о другом.
4. Ефес. 1, 22—23:
d) Тело Его—полнота (πλήρωμα) наполняющего все во всем.
Активное понимание: Церковь восполняет Христа (Златоуст, Феофилакт).
Пассивное: Христос исполняет Церковь. Для нас—и то, и это.
5. » 4,4—16:
a) Апостолы—для созидания Тела Христова (12).
b) Любовь (16) и
c) Христос—глава и Спаситель тела.
6. » 4, 25: бытие членами оказывает к благочестию и чистоте.
7. » 5, 22—32: небесный брак Христа и Церкви: дающего святость и воспринимающего ее.
8. Колосс. 1, 18—29: Хр[истос]—глава Церкви, в Нем поэтому всякая полнота. Примирение в теле Плоти Его.
9. » 2, 18—19: держаться главы, от которой все тело.
10. » 3, 14—15: Быть в теле—облечься в Любовь.
6. Резюмируя все это, можно сказать:
1. Церковь не есть ни собрание верующих, ни храм, ни общество, ни авторитет, ни приход, ни учреждение, ни свод религиозных законов и правил. Церковь не есть ни епископ, ни священник, ни синод, ни даже собор. Все это—проявления Церкви.
2. Церковь есть Тело Христово.
Или: Церковь есть тело Божие, София, воплощенное и действующее в тварном бытии. Или: Церковь есть тело Божие, воплощенное и действующее в тварном бытии, или тело Христово, данное как организм истины и любви, или истина и любовь как организм.
Или: Церковь есть тело Христово, т. е. истина и любовь как организм, где каждый член несет на себе энергию целого и где все таким образом преисполняется энергиями Божиими. А уже потом—прочее все.
7. Если говорить об этом всем, надо говорить. Собрание во имя Иисуса Христа, таинство—именем.