Личность и Абсолют

30: «Тогда я была при Нем художницею, и был и была радостью всякий день, веселясь пред Лицем Его во все время».

31: «Веселясь на земном кругу Его, и радость мой была с сынами человеческими»,

d) Надо ясно представлять себе положение Софии между Богом и миром.

1. Прежде всего София—не тварь, не мир, не мировая душа. Она до всего этого. Она есть тело Божие.

2. Но значит ли, что София есть Бог? Нет, она не Бог, но—в ней нет ничего, кроме Бога. Это осуществленный и реально живущий Бог.

3. Это именно не четвертая ипостась. Это четвертое начало и ипостась, но—не единосущное Трем Лицам.

4. Усвоивши это, мы можем приблизиться и к пониманию Церкви.

а) Общий принцип: мир и человек—повторение Бога в окружающей его среде, во тьме.

1. Может быть не полное повторение—тогда—человек, в котором мы находим искаженное повторение тайны Божества.

1. Сила, движущая миром.

2. Законы мира.

3. Жизнь и движение, становление законов.

4. Тело и факт, ставшее законов.

2. Но вот целиком воплощается Божество в мире.

Три Лица 1. Сила, не только движущая миром, но и спасающая его. 2. Богочеловек Христос. 3. Благодать Духа Святого. София а) Богородица. b) Невеста Агнца. c) Церковь

Таким образом, Церковь есть тело Божие, воплощенное в земной жизни, или тело Христово. Теперь должна стать понятной связь Софии с Богородицей и все таинство выражения о Христе и Церкви как небесном женихе и невесте.

5. Тексты.

1. Римл. 12, 4—8: единство всех в одном теле и различие всех.

2. 1 Коринф. 6, 15—20: соединяющийся в теле с Господом соединяется и в единый Дух.

3. » 12, 12—31:

a) Единство и множество.

b) Все нужны, несмотря на слабость; даже менее благородные нужнее.

c) Один член заботится о другом.

4. Ефес. 1, 22—23:

d) Тело Его—полнота (πλήρωμα) наполняющего все во всем.

Активное понимание: Церковь восполняет Христа (Златоуст, Феофилакт).

Пассивное: Христос исполняет Церковь. Для нас—и то, и это.

5. » 4,4—16: