Личность и Абсолют

Три Лица 1. Сила, не только движущая миром, но и спасающая его. 2. Богочеловек Христос. 3. Благодать Духа Святого. София а) Богородица. b) Невеста Агнца. c) Церковь

Таким образом, Церковь есть тело Божие, воплощенное в земной жизни, или тело Христово. Теперь должна стать понятной связь Софии с Богородицей и все таинство выражения о Христе и Церкви как небесном женихе и невесте.

5. Тексты.

1. Римл. 12, 4—8: единство всех в одном теле и различие всех.

2. 1 Коринф. 6, 15—20: соединяющийся в теле с Господом соединяется и в единый Дух.

3. » 12, 12—31:

a) Единство и множество.

b) Все нужны, несмотря на слабость; даже менее благородные нужнее.

c) Один член заботится о другом.

4. Ефес. 1, 22—23:

d) Тело Его—полнота (πλήρωμα) наполняющего все во всем.

Активное понимание: Церковь восполняет Христа (Златоуст, Феофилакт).

Пассивное: Христос исполняет Церковь. Для нас—и то, и это.

5. » 4,4—16:

a) Апостолы—для созидания Тела Христова (12).

b) Любовь (16) и

c) Христос—глава и Спаситель тела.

6. » 4, 25: бытие членами оказывает к благочестию и чистоте.

7. » 5, 22—32: небесный брак Христа и Церкви: дающего святость и воспринимающего ее.

8. Колосс. 1, 18—29: Хр[истос]—глава Церкви, в Нем поэтому всякая полнота. Примирение в теле Плоти Его.

9. » 2, 18—19: держаться главы, от которой все тело.

10. » 3, 14—15: Быть в теле—облечься в Любовь.

6. Резюмируя все это, можно сказать:

1. Церковь не есть ни собрание верующих, ни храм, ни общество, ни авторитет, ни приход, ни учреждение, ни свод религиозных законов и правил. Церковь не есть ни епископ, ни священник, ни синод, ни даже собор. Все это—проявления Церкви.

2. Церковь есть Тело Христово.

Или: Церковь есть тело Божие, София, воплощенное и действующее в тварном бытии. Или: Церковь есть тело Божие, воплощенное и действующее в тварном бытии, или тело Христово, данное как организм истины и любви, или истина и любовь как организм.

Или: Церковь есть тело Христово, т. е. истина и любовь как организм, где каждый член несет на себе энергию целого и где все таким образом преисполняется энергиями Божиими. А уже потом—прочее все.

7. Если говорить об этом всем, надо говорить. Собрание во имя Иисуса Христа, таинство—именем.