Личность и Абсолют
4- я мол [итва]: «Исполни уста наша хваления Твоего, еже подати величествие Имени Твоему Святому».
7–я молитва <…> [вставка] В день памяти ап. Иакова 9 окт. на стиховне, на вечерне: «Приял еси, апостоле, над демоны исповедимую власть и силу о Имени Христове».
[вставка] Иоан. 17, 26: «И я открыл им Имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня в них будет, и Я в них».
c) Служение Имени и молитва к нему.
Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века. И даждь нам едиными усты и единем сердцем славити и воспевати всечестное и великолепное Имя Твое.
В 1–й мол[итве] на сон гряд[ущим]—«Да благоугожду Пресвятому Имени Твоему».
В 3–й мол[итве]—да «поклонюсь и воспою и прославлю Пречестное Имя Твое со Отцем и Единородным Его Сыном».
Тут же: «Прости… аще Именем Твоим кляхся, или похулих Ε в помышлении моем».
Псал. 33, 4: «Возвеличити Господа со мною и вознесем Имя Его вкупе». «И хвально и прославлено Имя Твое во веки веков».
В утр[енней] мол[итве] Пресв. Троице: «Пети Тя во исповедании сердечнем и воспевати всесвятое Имя Твое, Отца и Сына и Св. Духа».
В 1–й утр[енней] мол[итве]: «Да неосужденно отверзу уста мои недостойная и восхвалю Имя Твое Святое».
«Да святится Имя Твое».
Фил. 2, 10: «О имени Иисусове всякое колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос во славу Бога Отца».
Канон пресладкому Имени Иисуса.
6. Итак: эйдетическое понимание (имя = свет),
энергическое—(имя = сила),
телеологическое—(имя=прославляемая святыня).
7. Однако войдем в некоторый] анализ религиозного сознания вообще.
a) Я думаю, что со мной все согласятся, что религия не есть что–нибудь частичное или составляющее лишь элемент чего–то, напр., мировоззрения, науки, творчества. Это есть устроение жизни целиком (не может быть нерелигиозной науки, любви, ненависти, даже пищи, питья и т. д.).
b) Религия никогда не есть что–нибудь законченное, завершенное. Она всегда творится, усиливается или умирает. Она всегда живущий и стремящийся организм. Под каждым догматом—океан мистики. Система мистических энергий.
c) Религия не есть известное построение ума и продукт логических операций, морали. Можно также сказать, что она—продукт животной и физиологической жизни. Но на самом деле—религия глубже и самого сознания и самой животности, а именно она есть просветление плоти и осмысление инстинкта, взаимодействие божественных и человеческих энергий. Пост и молитва.