Личность и Абсолют

10. Подыскивая в богослужении религиозный термин для этой энергии Божией, я не нахожу иного термина, кроме Имени. Тут именно средоточие 1) знания, силы и жизни в Боге; 2) эйдетич [еского ], энерг [ического ], телеолог [ического ].

11. Попробуем отрицать Имя как энергию сущности Божией (объективно–мистический смысл).

a) Как понимать тогда: «Именем Господним благослови, Отче»? — буквами? позитивным значением слова? Я открою им Имя Твое, да любовь в них будет. Именем Его бесы изжденут. Кацон пресладкому имени Иисуса—канон не Иисусу сладчайшему, а нашей субьективно–психологической мысли. Явно, что отрицание Имени как энергии сущности ведет к феноменализму и субъективизму, психологизму. Только «я».

b) Что такое тогда молитва, если в ней не действует энергия Божия, не действует Имя, если Имя—только знак субъективных переживаний. Молитва тогда самообожествление и идолопоклонство самому себе. Чудеса и таинства? Только субъективное явление нашего духа.

c) Итак, отрицание за именем объективно–мистической значимости ведет к феноменализму, английскому субъективизму и сенсуализму, т. е. к скептицизму, в крайнем и в лучшем случае—к кантианству и протестантизму.

d) Имя=свет, явление. Оторвите свет Бога от Бога— кантианство.

12. Где же искать философские обоснования имяславия? Под философским обоснованием я понимаю выделение из цельного опыта его разумных форм, логической структуры, скелета, на котором держится цельный организм опыта.

13. Такое философское обоснование имяславия я нахожу единственно в платонизме.

II

1. Религия есть просветление ума и сердца, она—интуиция света. Как раз платонизм есть философия света.

2. Бесчисленны места о свете у Плотина, есть они и у Платона.

3. Что такое свет?

a) невесомое, хотя и видимое,

b) распространение без границ, хотя и недвижимо никакой реальной силой,

c) неразложим и неделим на части, хотя и распространяется в пространстве. Разве это не значит, что свет— нечто нематериальное? Эта световая, невесомая и пр. точка, элемент бытия и есть идея (лик предмета).

4. Итак, идея у Платона есть

1) лик бытия,

2) помимо которого нет ничего в бытии,

3) этот лик, эйдос а) не факт, не сила, но свет и знание,

б) цельная и простая общность.

5. Но пойдем дальше.