Личность и Абсолют
13. Такое философское обоснование имяславия я нахожу единственно в платонизме.
II
1. Религия есть просветление ума и сердца, она—интуиция света. Как раз платонизм есть философия света.
2. Бесчисленны места о свете у Плотина, есть они и у Платона.
3. Что такое свет?
a) невесомое, хотя и видимое,
b) распространение без границ, хотя и недвижимо никакой реальной силой,
c) неразложим и неделим на части, хотя и распространяется в пространстве. Разве это не значит, что свет— нечто нематериальное? Эта световая, невесомая и пр. точка, элемент бытия и есть идея (лик предмета).
4. Итак, идея у Платона есть
1) лик бытия,
2) помимо которого нет ничего в бытии,
3) этот лик, эйдос а) не факт, не сила, но свет и знание,
б) цельная и простая общность.
5. Но пойдем дальше.
1) Если есть одно что–нибудь, то должно быть и «иное», которое не просто другое одно, но некое действительно «иное» — άπειρον—бесформенное множество и растекание.
2) Следовательно, всякая вещь есть είδος на фоне μή 6v'a.[674]
3) Но попробуем реально соединить идею (эйдос) и бесплотную, невесомую, неделимую световую точку бытия, лик бытия—с абсолютным распылением, пределом растекающегося бытия, этой бесформенной и бесконечно–растянутой плат[оновско] — плот[иновской] материей, абсолютным мраком.
У нас получится уже не просто бесплотная световая энергия, но реальная, живая и тяжелая мощь бытия, борьба бытия, большее или меньшее разделение и распыление эйдоса, живая и одушевленная энергия целого. (Иное+то же=Душа.)
Эйдетическая сущность станет энергией.
6. Итак, мы нашли разумное основание божественной
и мировой энергии и жизни.
a) Разделение эйдос Н–меон есть диалектическая картина этой живой энергии сущего, и иначе мы не можем и мыслить.
b) И значит, в живой Монаде бытия
1) вечный и неизменный лик
2) сочетается с вечным изменением его, создавая
3) жизнь и энергию целого.
7. Пойдем, однако, еще дальше.
a) Каждый предмет и каждый из нас=идея+материя.