Личность и Абсолют

1) Если есть одно что–нибудь, то должно быть и «иное», которое не просто другое одно, но некое действительно «иное» — άπειρον—бесформенное множество и растекание.

2) Следовательно, всякая вещь есть είδος на фоне μή 6v'a.[674]

3) Но попробуем реально соединить идею (эйдос) и бесплотную, невесомую, неделимую световую точку бытия, лик бытия—с абсолютным распылением, пределом растекающегося бытия, этой бесформенной и бесконечно–растянутой плат[оновско] — плот[иновской] материей, абсолютным мраком.

У нас получится уже не просто бесплотная световая энергия, но реальная, живая и тяжелая мощь бытия, борьба бытия, большее или меньшее разделение и распыление эйдоса, живая и одушевленная энергия целого. (Иное+то же=Душа.)

Эйдетическая сущность станет энергией.

6. Итак, мы нашли разумное основание божественной

и мировой энергии и жизни.

a) Разделение эйдос Н–меон есть диалектическая картина этой живой энергии сущего, и иначе мы не можем и мыслить.

b) И значит, в живой Монаде бытия

1) вечный и неизменный лик

2) сочетается с вечным изменением его, создавая

3) жизнь и энергию целого.

7. Пойдем, однако, еще дальше.

a) Каждый предмет и каждый из нас=идея+материя.

b) Цель=достижение такого состояния, чтобы не было μή ov'a, мрака, расстройства, временной текучести. Это и есть Спасение.

c) Но уничтожение меона — усиление идеи (она уже менее расслаблена)=увеличение энергии.

d) Конечная цель, по «Тимею», — «возвращение всех заимствованных стихий в космос» (42е), где нет разрушения, а вечный круг тождества, вечное кругообращение, вечное «теперь» (38а).

e) Меон остается уже как интеллигибельная материя, которая есть сущность, а не просто бескачественность.

8. Другими словами, общение с Богом есть усиление энергии его в нас, причем сама сущность Божия остается неизменной.

Это—тоже диалектика, т. е. иначе и мыслить нельзя (чистое бытие, чистый ум есть максимальная энергия идеи).

9. Итак: 1) сущность бытия есть живая энергия идеи,

2) сущность восхождения есть усиление этой энергии.

10. Теперь, последнее, — учение об имени как таковом.

a) Неопределенность «Кратила».

b) Метод извлечения определенного построения.

11. 1. Утверждается какая–то особая «правильность (όρθότης) имен по природе». (Боги употребляют как раз те самые имена по природе.) 39lab.

2) Ведь когда челнок делается—независимо от дерева, железа и т. д., — так и законодатель, смотря на эйдос предмета, создает из звуков и слогов все имена. 382е.

3) В чем же сущность имени?