Личность и Абсолют
2. а) Я понимаю свет мистически как познание и созерцание и жизнь в этом знании; знание как новая жизнь.
b) В 17 гл. ясно, что Имя=слава. Еще Ев. Иоан. 5, 40—44.
c) Но слава и есть свет.
Лук. 2, 9 и 32; 9, 32; Деян. 7, 55;
Апок. 21 и 22 гл.
III. Однако я не хочу сказать, что Имя совершенно тождественно славе.
Общее: слава есть выявление Божественной сущности и Имя. Но разница: слава есть явление объективно–божественное. Имя есть явление объективно–божественное, узнанное и формулированное человеком и доступное к участию в нем человеческого естества.
IV. а) Тут я перехожу к др. возражению. Имя Божие не есть Бог, потому что основное убеждение христианства —дифизитство.
b) Я согласен,
что а) Имя есть не просто Бог,
что b) это—энергия сущности Божией, явленное и действующее в нашем зр [имо ]—вр [еменном] мире,
что с) в Имени есть человеческое соучастие (ср. заклинание, чудеса и т. д.).
c) Но это не есть дифизитство в том смысле, как дифизичен Христос.
Там равномерно участвуют два естества, образуя ипостасное единство.
Здесь участие неравномерное (не сам иерей—сила таинства, он лишь посредствующее звено, пр[остранственно] — вр[еменное] условие. Имя как физико–физиологически–психологический акт есть лишь условный знак для другого Имени, уже стоящего вне этого акта и являющегося мистической силой.
Из того, что иерей заклинает, не следует, что он обожествляется и творит заодно с Богом. Это единство—благодатнодарованное, где человек не перестает быть грешным и смертным человеком. Богочеловечество Христа не только по степени сильнее богочеловечества Имени в Вашем понимании.
Вы упрекнули меня в пантеизме (душа—частица Божества), а я Вас—в обожествлении психофизиологической природы человека, пользующегося Именем, то есть тоже в пантеизме.
V. Далее, reductio ad absurdum[675] осталось без возражений.
VI. Я привлекаю платонизм.
VII. Свет мистиков не есть свет философов.
a) Я и не отождествлял.
b) Я говорил, что мистика—в основе.
c) И. В.[676] под философией понимает исключительно формально–логические операции ума.
d) Но полная философия—в единстве диалектики и мистики.
e) В этом свете и «Кратил». VIII. Определение Имени.
1) Божество неисповедимая, безымянная и ничем не охватываемая бездна,
2) излучающая свою сущность в энергии и являющая свой оформительный лик. Троица. Так полнота Божества обитала в Христе телесно.
3) Это такая энергия сущности, к соучастию с которой, по определению Божию и притом сознат[ельно] — раз[умно], привлечено и слабое, тварное человеческое существо.