Личность и Абсолют
2. Внешняя сторона спора.
1. «Апология» Евномия 361 г. (30–й том Миня).
2. Ответ Василия Великого 363—365 гг. «Опровержение Евномия».
3. Евномий. Апология апологии.
Реконструкция у Μ. Albertz'a, «Untersuchungen xiber die Schriften des Eunomius». Wittenberg, 1908. 4. Ответ Григория Нисского: «Опровержение Евн[омия»]. 3. «Первая Апология» Евномия. Вас. Вел. III 63.60.
1. Имя обозначает самую сущность вещи.
2. Правда, есть имена κατ' επίνοιαν[681].
3. Но вместе со звуками они и рассеиваются.
4. Имя отца—нерожденность; она исчерпывает всю его сущность.
5. Значит, если Сын—рожден, то он не Бог. Он не единосущ и не подобен.
6. Ясно, что это—полнейший объективизм.
7. Но ясно и то, что характер объективного бытия здесь подчинен законам мышления (тождества и противоречия).
8. Арианство—это аристотелизм на основе христианского опыта. Здесь—операция с отвлеченными понятиями, имеющими объективное значение и ухватывающими действительность, как она есть. Отсюда: имена обозначают сущность, ибо ничего и нет, кроме сущности.
На это отвечал Вас [илий ] Вел [икий. ]
Вас [илий ] Вел [икий ]
1· Тут иное воззрение на самое бытие. В арианстве и аристотелизме анализ отдельных сущностей и приведение их в отвлечённую] логическую систему. У каппадокийцев:
1. каждая сущность мыслится насыщенной внутренним] и сокровенным бытием.
2. κοινόν ϊ общее в сущности ουσία ) сокр [овенное] и исконное ϊδιον—конкретный лик предмета, ύπόστασις—явленное и познаваемое.
3. То же и по отношению] к Богу:
1) ουσία.
2) Три ύποστάσεις в одной ουσία—платонизм.
В ύπόστασις «очертание какого–либо предмета по отличительному] признаку», VI 80. Павел, Силуан и Тимофей. Определение ипостаси—VI 81.
4. Неслитность и нераздельность, VI 85 [III 42].
2. Другими словами:
1. Арианство оперирует понятиями аналитически и форм [ально] — логически, отсюда закон противоречия.
2. Капп[адокийцы] оперируют понятиями диалектически, и отсюда выход из закона противоречия.
3. Следовательно], и Божество в арианстве рационализировано, у каппад [окийцев ] символизировано в понятиях.
3. Утвердившись на такой точке зрения, Василий Великий и возражает Евномию.