Хаос и структура

Хаос и структура

"Все философско–математические и логические исследования, представленные в данном томе,

созданы в 30—40–х годах, и ни одно из них не знало печатного станка при жизни автора.

Работа, проделанная им на отрезке жизни вплоть до фатальной «Диалектики мифа», позволяла не

только с уверенностью определять «трех китов», несущих, по Лосеву, весь груз мироустройства,

— Имя, Миф, Число. Вслед за (или, вернее, вместе с) «философией имени» и «абсолютной

мифологией» должна была быть построена и «философия числа».

"Очевидное тяготение А. Ф. Лосева к систематическому методу диалекти"ки с опорой на упомянутую

выше триаду позволяет с уверенностью определить его принадлежность к давней и необычайно

стойкой традиции. Первое звено в этой цепи преемств составляют Платон и Аристотель, далее

следуют неоплатоники во главе с Плотином и Проклом, затем — Николай Кузанский, потом —

немецкие идеалисты в лице Шеллинга и Гегеля, наконец, новое и последнее звено было ковано на

кузне отечественной мысли… Конечно, диалектическим методом владели многие из лосевских

учителей и современников, вспомним В. Соловьева, Флоренского, Франка, Карсавина, Ильина,

Муравьева. Лосевская мысль на этом фоне выделяется своим идейным монизмом, непоколебимой

последовательностью в приложениях, принципиальным универсализмом, возведенным в принцип. Но

не только. Здесь явлен итог, произнесено последнее слово. По словам автора Предисловия к

«Диалектическим основам математики», в «случае Лосева» мы имеем дело с одним из

«завершительных, резюмирующих умов», каковые «всегда появлялись в конце великих эпох для

того, чтобы привести в систему вековую работу мысли и создать инвентарь умирающей культуры,

чтобы передать его новой культуре, только еще строящейся»"

"Со страниц логико–математических исследований А. Ф. Лосева встают тени великих

предшественников. Ажурная архитектоника лосевской «Логической теории числа», безусловно

«одного из шедевров в философской литературе, занимавшейся числом» (12), соразмерна,

сомасштабна, соприродна триадическим построениям «учения о бытии» из «Науки логики» Гегеля.

Когда в «Диалектических основах математики» обнаруживаются веские суждения о «множестве всех

чисел» и за таковым закрепляется термин «тотальность», в родственном ряду мы тут же находим

«единство множества», Totalitat Шеллинга. И в той же книге прослеживая логическую «дедукцию