§ 3. Бог есть непосредственно в силу своей идеи абсолютное Все.
§ 4. Бог, как абсолютное тождество, непосредственно есть абсолютная цельность (Totalitat), и — наоборот.
§ 5. Абсолютное есть просто вечное.
§ 6. Абсолютное в себе ни сознательно, ни бессознательно, ни свободно, ни несвободно (или необходимо).
§ 7. Во Всем схвачено то, что охвачено в Боге.
§ 8. Бесконечная аффирмированность Бога во Всем, или во–ображение (Ein–bildung) его бесконечной идеальности в реальность как в таковую, есть вечная природа.
§ 9. Вечная природа охватывает в себе снова все единства — аффирмированности, аффирмирующего и индиф–ференции обоих.
§ 10. Природа, являющаяся как таковая, не есть совершенное откровение Бога.
§ 11. Совершенное откровение Бога есть только там, где единичные формы в отображенном мире разрешаются в абсолютное тождество, каковое происходит в разуме. Разум, следовательно, есть во Всем сам — совершенное отображение Бога.
§ 12. Бог как бесконечная идеальность, охватывающая в себе всю реальность, или Бог как бесконечно аффирми–рующее есть, как таковое, сущность идеального Всего».
В идеальном, по Шеллингу, опять повторяется свое идеальное (внешнее здесь знание), свое реальное (дающее здесь действие) и своя индифференция обоих (или искусство) (§ 13—-14). То же абсолютное тождество, которое выше и этой индифференции, дает в этой идеальной области — философию (§ 15).
«§ 19. Необходимость и свобода относятся между собою как бессознательное и сознательное. Искусство поэтому покоится на тождестве сознательной и бессознательной деятельности.
§ 21. Вселенная (Universum) образована в Боге как абсолютное произведение искусства и в вечной красоте.
§ 22. Как Бог в качестве первообраза становится в отображении красотой, так идеи разума, созерцаемые в отображении, становятся красотой.
§ 23. Непосредственная причина всякого искусства есть Бог.
§ 24. Истинная конструкция искусства есть выставление его форм в качестве вещей, как они существуют в себе или как они существуют в Абсолюте».
До сих пор Шеллинг рисовал общее понятие искусства. Искусство есть, стало быть, универс как красота. Далее — речь об особенных формах этого искусства.
«§ 25. Особенные формы существуют как таковые, без сущности, они — только формы, которые могут существовать в Абсолюте, не иначе как поскольку они, как особенные, снова принимают на себя всю сущность Абсолюта.
§ 26. В Абсолюте все особенные формы настоящим образом разделены и настоящим образом суть одно только потому, что каждая из них есть универс, каждая есть абсолютное целое.
§ 27. Особенные вещи, поскольку они абсолютны в своей особенности, поскольку они, следовательно, как особенные, суть одновременно универсы, называются идеями.
§ 28. Эти же самые во–едино–образования (Ineinsbil–dungen) общего и особенного, которые, рассматриваемые в самих себе, суть идеи, т. е. образы Божественного, являются богами.