Единый поток жизни

"Завтра, завтра в дом Закхея Гость таинственный придет, И бледнея и немея, Перед Ним Закхей падет. Смутен мытарь, беспокоен. Молвит в сретенье Его: "Недостоин, недостоин Посещенья Твоего. Гость чудесный, Гость Небесный, Ты так светел и лучист, А сердечный дом мой тесный И неприбран и нечист." Был ответ: "Не угощенья, Не здоровых Я ищу. Завтра к Чаше исцеленья Я болящих допущу. Завтра собственною Кровью Благодатию Отца, Духом мира и любовью Сам вселюсь Я к ним в сердца. И душа, хотя б истлела В знойном воздухе грехов, Моего коснувшись Тела, Возвратится к жизни вновь." Так, надеждой в душу вея, Кто-то сердцу говорит: "Завтра, завтра Гость Закхея И тебя ведь посетит." "О приди же, Гость священный, С Чашей жизненной Твоей! Ждет грехами отягченный, Новый ждет Тебя Закхей."

И женщина-грешница, припадающая к Его ногам (см. молитву перед причастием св. Василия Великого) и Мария Магдалина у гроба, сначала не узнавшая Христа и потом узнавшая Его по Его словам, обращенным к ней, когда Он назвал ее по имени, и отвечающая: "Раввуни — Учитель!...[10] становятся прообразами для души. И встреча Его с двумя учениками, шедшими в Эммаус, когда Он "открылся им в преломлении хлеба", - сцена, вдохновившая с особой силой Рембрандта... Вся новозаветная серия его картин, находящаяся в Мюнхене, полна трепетного ощущения Высшего Присутствия.

Чувством удовлетворенной духовной жажды - через Его пришествие — дышут и слова старца Симеона: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром", которые христианская Церковь и на Востоке и на Западе поет или читает во время вечернего богослужения при окончании дня. Так встречей с Ним да закончится наш день и наша жизнь, как тогда жизнь старца Симеона. Просветление всей жизни и смерти в этом - конечный смысл и мистической и литургической жизни Церкви: ибо закваска раз навсегда вошла в мир для просветления мира (Евр 40. 10).

Глава третья. Свидетельство Евангелия от Иоанна и прорыв в мир Вечной Жизни

Соединение Вечного и Превосходящего с Личным, Живым и Историческим в лице любимого Учителя, Которого "мы видели и рассматривали нашими глазами" и Которого "руки наши осязали" (1 Ин 1. 1), т. е.: Божественное здесь с нами, среди нас, во плоти, "и мы видели славу Его" — вот содержание Евангелия от Иоанна. Вошел в мир и "стал плотию" Тот, Который есть "Слово Жизни", и через Которого мир произошел. Развертываются бесконечные горизонты перед нами. Меняются все оценки, все ценности наши, ибо коснулось их реальное присутствие Божественного - Слова Божия, Которое стало плотию. "Тем, кто приняли Его, Он дал власть быть чадами Божйими, верующим во имя Его, которые... от Бога родились" (Ин 1. 15).

В первом чуде - в Кане Галилейской вода становится вином (гл. 2). Уже древние Отцы и толкователи видели в этом чуде указание на то, что "земное" может стать "небесным", низшее может быть возведено на более высокую ступень, стать носителем Божественного.[11] "Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой" (7. 37). Что-то иное, Высшее, вошло в нашу земную жизнь, в нашу историю, но во всей живой конкретной реальности исторического бытия. Плоть стала живым обиталищем Божественного Слова, "скиниею" Его личного, конкретно осязаемого Присутствия (καί έσκήνωσεν έν ήμίν—"и вселися в ны" — Ин 1. 14; "и что руки наши осязали" — καί χεĩρες ημών έψηλάφησαν — 1 Ин 1. 1). Он — Владыка мира, вошедший в мир и освятивший мир. Поэтому хлеб и вино могут стать Его истинными Плотию и Кровью, носителями не только Его страданий ("Хлеб, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я дам за жизнь мира" - Ин 6. 51), но и Его вечной жизни: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, имеет жизнь вечную" - 6. 54. Ибо самое страдание Его есть уже прорыв в мир Его Божественной Славы: "Ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился в Нем" (13. 31). Эти слова Он произносит в решающий момент — когда все теперь, после ухода Иуды с вечери, уже пущено в ход для предания Его на смерть, когда начинается уже крестный подвиг. Ибо Иуда ведь для того и вышел, чтобы сообщить последние сведения о Нем — куда Он собирается пойти, и чтобы через какие-нибудь 2-3 часа быть проводником тех, которые должны были силою схватить Его.

Поэтому, когда Иуда вышел ("а была ночь"), Иисус провозглашает торжественно Своим ученикам: "Ныне прославился Сын Человеческий..."

Земное преображается в Нем: смерть (мучительная, страшная смерть) становится торжеством и победой. А в Нем и через Него и наши жизнь и смерть преображаются, так как в Нем дан прорыв в мир Вечной Жизни. Это — вторая тема: наше приобщение к Его Вечной Жизни. Тона Воскресения доминируют поэтому в 4-ом Евангелии (как и вообще во всей первоапостольской проповеди — см. проповедь учеников в первых главах "Деяний Апостольских").

Отблеск Вечности, или вернее, творящей, созидающей и преображающей Вечной Жизни, которая есть Он Сам ("и свидетельствуем и провозглашаем вам сию Вечную Жизнь, Которая была у Отца и теперь явилась — έφαυερώθη нам" — 1 Ин 1. 2), отблеск этот лежит на всем Евангелии от Иоанна, как, впрочем, и на всей проповеди апостольской. В этом смысле благочестивый (хотя и довольно радикальный) немецкий экзегет и богослов, Карл Людвиг Шмидт, был прав, когда писал, что дух Евангелия от Иоанна носится над всей проповедью раннего христианства[12]. Какое-то новое мироощущение вошло в мир — об этом свидетельствует 4-ое Евангелие — мироощущение уже совершившейся и всепросветляюшей Победы. Это есть загадка, ничем другим не объяснимая, как тем, что первые провозвестники действительно прикоснулись к Вечной Жизни.

Его страдания и смерть также получают через это особое превосходящее значение. И это — прорыв: не только "Славы" - прорыв бездонной, безмерной, изначальной Любви.

Парадоксальная, покоряющая, превозмогающая безмерность откровения - не "Пустоты" (как в некоторых буддийских учениях), а Вечной Жизни даже в самой смерти на кресте — вот основоположная черта христианской проповеди. Созерцание Несказанного, Неисследимого, Невообразимого, Невозможного, и вместе с тем - умилительного в своей потрясающей Истинности и Правде. Комментарием к этому единому центральному факту — откровению Любви в смерти, в отдании Себя и в победе — является 1-ое Послание Иоанна. Все почти его содержание есть созерцание центрального факта, или, вернее, не "комментарием" является это Послание, а именно созерцанием, непрерывным, сплошным созерцанием той "Вечной Жизни, которая была у Отца и явилась нам". И это созерцание есть вместе с тем и свидетельство. Ибо они - посланы провозглашать и проповедовать, как мы видим из Деяний Апостольских (4. 19, 20; 5. 29). Вот такое центральное, основоположное свидетельство, как бы концентрирующее все благовестив, имеем, напр., в этих словах Послания: "И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру" (4. 14). Они соответствуют в полной мере этим основоположным словам 4-го Евангелия (в беседе Иисуса с Никодимом): "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (3. 16). Вокруг этого - вращается все; это - центр всего благовестия, как нам пересказал его Иоанн, но Иоанну дано было раскрыть перед нами основоположный смысл всего происшедшего, погрузить взоры свои в самые глубины... решающего фактора в истории мира, т. е. Божественной любви. И опять, в новых и новых словесных выражениях (как это бывает и в литургическом созерцании) эта основная, открывшаяся Иоанну истина раскрывается нам на страницах его Послания. "Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев (1 Ин 3. 16), и еще: "Любовь Божия к нам открылась в том, что Он послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но что Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши" (4. 9, 10).

Самораскрытие этой бездны божественной любви — невероятное и непостижимое - смысл всего откровения и благовестил. Но любовь эта прежде всего раскрывается именно в страдании, в бесконечном страдании, больше даже чем в славе (но поэтому страдание это означает уже явление Божественной Славы: "Ныне прославился Сын Человеческий"). Поэтому и это последнее слово Иисуса на кресте гласит - согласно Иоанну: "Свершилось" (τετέλεσται)[13], т. е. все исполнено. Бездна любви излилась до конца и... восторжествовала над Смертью.