Бог и человек

См. Исх., XXIX, 41–46, XXXIV, 24., Лев., IX, XVI, 2; Пс., Х1Л, ЬХХХШ; Ис., I, 12 и др…

Иногда это понятие имеет и положительный смысл, напр., Исх, III. 16.

Т. е. книгах, посвященных Премудрости: Притчи, Еккле зиаст, Прем. Соломона, Прем. Иисуса, сына Сирахова.

Человечество не есть троица, но множество личностей; однако, из того что «не хорошо человеку быть одному*, т. е. из того что одиночество есть зло, можно вывести, что и Бог не может быть одной только личностью, но должен быть многоипо–стасным Существом.

) Ср. постановление о первенцах Исх. XIII, 2. Один Бог имеет абсолютное право «жизни и смерти», ибо «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущие на ней» (Пс. XXIII, I).

) Завет означает союз или связь, основанные на взаимных обязательствах.

) Т. е. привожу в доказательства все дела Мои.

С удивительной силой описывает ночное видение Бога Елифаз Феманитянин в книге Иова: «и вот, ко мне тайно принеслось слово, и ухо мое услышало нечто из него. Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною; дыбом стали волоса на мне. Он стал, но я не распознал вида Его; только облик был перед глазами моими. Тихое веяние — ия слышу голос: человек праведнее ли Бога?»… (IV, 12–19).

) Втор. IV, 24. Ср. описание богоявлений в грозе в Пс. XVII, 7–16, и ХСМ, 1–6 «Наклонил Он небеса и сошел и мрак под ногами Его… Из уст Его огнь поядающий… Открылись основания вселенной… от дуновения духа гнева Твоего». Замечательно сопоставление: «облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его… Горы как воск, тают от лица Господа… Небеса возвышают правду Его». Внешний образ богоявления и действие всемогущества Божия соединяются с явлением Божьей Правды.

) Иисус, сын Сирахов, пишет, что Адам и Ева слышали славу гласа Божия (XVII, 6–11).

) См. прнведенныя выше описания богоявлений и еще: Исх. XVI; Чис. XIV, XVI XX, Ис. LX, 1–7.

) Научный язык употребляет слово «антропоморфизм».

) (См., напр. Неем. IX, 20, Зах. VII, 12.

) Поэтому его можно употреблять бессмысленно или «всуе», т. е. напрасно, по–пусту. Отождествление имени Божия, как слова, с Самим Богом есть ересь, осужденная в ХХ–м веке Русским Св. Синодом.