Бог и человек
Вечность ада означает только бесконечное умирание от–падших от Бога, но не вечность в смысле надвременности; ад, конечно, не совечен Богу и не имеет вечности в Божественном смысле.
Фома Аквинат говорил, что Бог может человека превратить в осла, но невозможно, будучи человеком, быть в то же время и ослом.
Ариане, противники св. Афанасия Великого, так и думали, что «было время, когда Сына не было».
Мы уже говорили, что Бог не становится Творцом: Он вечно Творец и вечно любит тварь, но сама тварь возникает во времени и только во времени принимает любовь Божию.
Так говорит Господь: какую неправду нашли во мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетой» (Иер., II, 5) «Народ Мой! что сделал Я тебе, и чем отягощал тебя? отвечай Мне» (Мих., VI, 3).
Воскресает во Христе не Божественная природа, но человеческая.
Понятие «Прекрасного и Благого» типично для греческой мысли, которая почти всегда объединяет оба эти совершенства. Но мы указывали, что и еврейское слово «тов» означает одновременно и благость и красоту и привлекательность.
Т. е. в знании, которое запредельно познаваемому.
Если такого различия нет, сами мысли Божии суть твар–ные вещи («Бог мыслит вещами»!), что абсурдно. Если и сущности вещей Божественны, то мы приходим к пантеизму: только поверхность мира кажется тварной… Божественные начала сущего пребывают во всем тварном, но тварь — существенно иное по отношению к ним, хотя и существует благодаря ним.
По еврейскому тексту — «лукаво сердце более всего».
О том же говорит и Христос (Мт., XI, 21).
По–гречески — Гармодзуса — Приводящая в гармонию, порядок, Устроительница.
В книгах Премудрости, как и у богословов первых веков слово «творить» или »производить» часто означало давать бытие, а не творить из ничего или из внешнего материала. Последний смысл стал исключительным только с IV–ro века. Замечателъна в этом отношении полемика между Св. Дионисием Александрийским и Римским в средине III–го века.
Истинный значит в Писании и действительный; но истина и есть сама явленная духовная действительность.