Бог и человек

Т. е. в знании, которое запредельно познаваемому.

Если такого различия нет, сами мысли Божии суть твар–ные вещи («Бог мыслит вещами»!), что абсурдно. Если и сущности вещей Божественны, то мы приходим к пантеизму: только поверхность мира кажется тварной… Божественные начала сущего пребывают во всем тварном, но тварь — существенно иное по отношению к ним, хотя и существует благодаря ним.

По еврейскому тексту — «лукаво сердце более всего».

О том же говорит и Христос (Мт., XI, 21).

По–гречески — Гармодзуса — Приводящая в гармонию, порядок, Устроительница.

В книгах Премудрости, как и у богословов первых веков слово «творить» или »производить» часто означало давать бытие, а не творить из ничего или из внешнего материала. Последний смысл стал исключительным только с IV–ro века. Замечателъна в этом отношении полемика между Св. Дионисием Александрийским и Римским в средине III–го века.

Истинный значит в Писании и действительный; но истина и есть сама явленная духовная действительность.

То есть Бог обнимает Своим непосредственным присутствием все времена.

Совершенствование заключается в приобретении новых качеств, превосходящих наше прежнее состояние. Такое приобретение возможно только от Того, Кто обладает всеми совершенствами, хотя необходимы, конечно, и наши усилия.

25) У Дионисия Ареопагита мы находим то же учение о познании Бога выше нашей природы, какое разделялось отцами и до и после него: «единение, в котором наш ум достигает реальность его превышающую (т. е. Бога), превышает природу знания. Только такое единение открывает нам понимание Божественных тайн, не человеческим образом, но всецело выводя нас из нас самих, чтобы нам всецело принадлежать Богу, потому что лучше принадлежать Богу, совлекшись самих себя; так Божественные дары будут даны тем, кто войдет в общение с Богом». Так наш ум может «сиять в неисследимой глубине Премудрости».

Потому все христианство есть вера в воскресение и восстановление всего в преображенном мире. Мысль об окончательной гибели чего–либо ценного должна быть невыносима для христианина. «Смерть вторая» (Ап., XX, 14) ожидает только тех, кто не хотят вечной жизни в Боге.

Четвертый Вселенский Собор был в Халкидоне в 451 году.