«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

1 октября.

Сегодня вечером думаем выехать из скита. Ходил в монастырь, в лавку и на могилки старцев, и просил их св. молитв. В 9 часов служили молебен Спасителю, Божией Матери, св. Иоанну Предтече, св. Николаю, св. Киприану и Иустинии деве и всем святым.

Сейчас прошелся по скиту. Тишина в скиту. Слышно даже, как падает лист в лесу. И из этой-то тишины я теперь

собираюсь ехать в суету и шум Московской городской жизни.

19 октября. Понедельник.

Вот снова я в скиту. Опять те же сосны глядят на меня с высоты. Опять тот же простор и тишина... Постараюсь записать все по порядку... Утром 16 числа я с Иванушкой пошли к еп. Трифону. По дороге зашли в часовню Спасителя и в Казанский собор... Остальное время я провел дома. На прощанье прочитал домашним мои выписки из аввы Дорофея, еп. Игнатия и проч.

Утром 17 числа мы приехали в 10-м часу на скитский конный двор, слезли с тележки и отправились к Батюшке. На трапезе был некто "Поселянин", мне Батюшка говорил про него и прежде.

Побеседовать с Батюшкой еще не приходилось как следует, все больше урывочками да и при людях. Но часто вижу, что Батюшка доверяет мне и любит меня. Когда мы были у вл. Трифона, он спросил нас:

— Ну, как вы там живете, как чувствуете себя? — Я отвечал, что все слава Богу, хорошо.

— Да, — продолжал Владыка, — когда о. архимандрит и о. игумен по дороге в Лавру останавливались у меня, я спрашивал о. игумена о вас. И скажу вам, он относится к вам сердечно.

22 октября вечером.

...Сейчас мне нет времени все записывать. Под конец разговора Батюшка сказал:

—Знаете, говорят, что есть у нас в Оптиной великий подвижник, имеющий дар внутренней молитвы?

—Нет, Батюшка.

— Это рясофорный слепой послушник о. Иоанна.

26 октября 1909г.

После чая я спросил Батюшку:

—Может ли быть Иисусова молитва в человеке страстном?

—Может, — отвечал Батюшка, — может, но вот как: в первый период молитвы Иисусовой страсть, действуя в человеке, побеждает его, а во второй период при всяком возбуждении страстичеловек побеждает страсть.Страсть остается в человеке до самой смерти, и бесстрастие может быть только относительное. Это мы можем видеть из того, что многие подвижники (напр. преп. Иаков), проведя всю жизнь в подвигах, впадали в грех.

Я помню, в Казани был блаженный Николушка. Он говорил, обращясь к людям доброй жизни: "Как покойники-то? Спят?" Я тогда не понимал смысла этих слов, и понял их только здесь в скиту, и удивился глубине смысла их. Он страсти называл покойниками. Покойник лежит, значит он существует, а не исчез, ибо мы его видим. Так и страсть в проходящем молитвенный подвиг и достигшем уже внутренней молитвы подобна покойнику.

Я спросил: