Kirgegaard and Existential Philosophy

VIII, 109.

106

Одна из замечательнейших во силе и напряжению статья Киргегарда называется «Жало в плоть».

107

VIII, 37.

108

VII, 105 и 81.

109

Ср. ib. 231, где Киргегард, вдохновляемый пафосом «Абсурда», который он прославляет на предыдущих страницах, не страшась ни противоречивости, ни комичности, которыми он сам, когда ему нужно, опутывает людей, говорит: «Для мышления недоступно, что можно, не быв вечным, стать вечным». Один из многих разительных примеров того, как мышление, обретая новое измерение, возвышается над истинами, представляющимися обыкновенному человеку непреодолимыми.

110

Назидат. речи III, 121; ср. там же, стр. 114: «каждый человек есть крепостной Бога».

111

Вы боги.

112

V, 139.

113

III, 95.

114

«Жизнь и дела любви», 337.

115

Боюсь данайцев и дары приносящих (лат.).

116

«Дела и жизнь любви», 116 и след.

117

Ib. 31.

118

Ср. XII, I: «Настоящая серьезность начинается тогда, когда человек, вооруженный нужными силами, чувствует себя принужденным чем-то высшим работать вопреки своим склонностям, т. е., если можно сказать – направить все способности свои против склонностей». Совсем точно перевод из «Критики практического разума», а это написано уже в последний год жизни Киргегарда.

119

Киргегард не знал этого, но и Эпиктет в XIV гл. своих диатриб требует отречения от отца, матери и т. д. во имя «ты должен».

120

Еще в «Этапах жизненного пути» в применении не к Христу, а к действующему лицу своего повествования Киргегард писал: «Несчастная любовь имеет свою диалектику, но не в себе самой, а вне себя» Ср. с. 374.

121

Высшее благо (лат.)