Катастрофа наступит неожиданно для князя тьмы и вопреки его абсолютной вере в свою безграничную победоносность и свою безнаказанность.

Она будет вызвана тем, что монада императора, некогда похищенная для него Гагтунгром и без которой невозможно пребывание его как живого существа в Энрофе, будет, наконец, освобождена. Сам Спаситель Христос явится за нею в Дигм, лиловый океан расступится перед Ним в стороны, Гаггунгр в неописуемом ужасе шарахнется в Шог, а несчастная монада будет поднята в недоступные ему высоты. Ее связь с первоначальным владельцем, томящимся в Гашшарве, будет восстановлена, а связи с материальными покровами антихриста пресечены. Суть катастрофы будет заключаться в том, что князь тьмы внезапно начнет падать, точнее — проваливаться сквозь все слои преисподних, прорежет, как молния, миры Возмездия, Магмы, Ядро и через Дно Шаданакара выпадет из брамфатуры совсем на лишенное времен Дно Галактики.

Катастрофа в нашем мире разразится наглядно, на глазах у многих живых людей и полуигв, в момент одного из самых пышных апофеозов анти–Логоса. Потрясенным толпам это событие предстанет так, как будто каррох этого существа, внушавший всем трепет мистического ужаса и только что пребывавший в неуязвимости, вдруг начнет терять видимую плотность и медленно превращаться как бы в туман. При этом властелин мира внезапно уразумеет происходящее и поведет себя так, каким его не видал никто никогда: в нездешнем отчаянии, крича неистовым голосом, он начнет хвататься за что попало, метаться, выть как зверь, и так постепенно, на протяжении часа, исчезнет из глаз людей.

Катастрофа же, которой завершится жизнь на земле последнего воплощения Лилит, не будет иметь ни одного зрителя. Сразу после гибели антихриста она исчезнет неизвестно как и куда. В действительности ее физический облик бесследно распадется на составные компоненты. Этого никто не будет знать, и поиски ее будут продолжаться долго. Появятся даже самозванки, но, конечно, ни одна из них не сможет выдержать до конца такой нечеловеческой роли. И немало людей покончат с собой от тоски по невозвратно исчезнувшей.

Биографическая справка

Андреев Даниил Леонидович (1906—1959) — философ–визионер, поэт, сын писателя Л. Андреева. Родился в Берлине. Учился в московской частной гимназии Репман, а в 20–е годы — на Высших литературных курсах, где слушал лекции Л. Гроссмана, И. Розанова, С. Соболевского, М. Цявловского. В это время им создано множество стихов религиозного содержания, однако ни одной строки поэт при жизни не опубликовал. Современники запомнили его привычку странствовать по старым русским городам. В 30–е годы созданы циклы стихов «Крест поэта» (закончен в 40–е), в 1937 г. — поэма «Немеречь» (закончена в 1950 г.). В 1937 г. начал работу над романом, которому суждено было сыграть роковую роль в судьбе автора, — «Странники ночи». Роман не был дописан, но, изъятый впоследствии при аресте, успел послужить обвинительным материалом. Был мобилизован в 1942–м; в 1943 г. участвовал в переходе 1%-й стрелковой дивизии по ладожской ледовой трассе, воевал под Синявином и в Шлиссельбурге. Война закончилась для философа в полевом госпитале, в 1944 г., откуда он вышел инвалидом. В 1946 г. вышла написанная им в соавторстве с С. Н. Матвеевым книга «Замечательные исследователи горной Средней Азии». В апреле 1947 г. Андреев был арестован, обвинен в покушении на Сталина, осужден «тройкой» на 25 лет тюрьмы. В заключении написаны поэмы «Ленинградский Апокалипсис» (1949—1953), «Навна» (1955), «Гибель Грозного» (1951); книга стихов «Русские бога», стихотворная драма «Железная мистерия». Во Владимирском централе Андреев принял участие в создании уникального памятника травестированной литературы «Новейший Плутарх…» совместно с биологом В. В. Лариным (1903—1971) и историком ЛЛ. Раковым (1908—1970). В 1957 г. писатель был освобожден и остаток жизни провел в деревне на берегу Оки. Главный труд жизни Андреева — метаисторическое осмысление мирового и отечественного прошлого в жанре визионерских видений — книга «Роза Мира», написанная в тюрьме и законченная в последние месяцы жизни.

Сочинения. Журнальные публикации см.: Звезда. 1965. №10; 1988. №3; Новый мир. 1987. N94; Нева. 1988. Ν?9; Вопросы философии. 1989. Ν?12.

Раныо заревой. M. t 1975; Железная мистерия/Предисл. и примеч. Б. Грушевского. М.. 1990; Русские боги: Стихотворения и поэмы/Сост. и подг. текста Λ.Λ. Андреевой; Предисл. М. Дудина; Послесловие и примеч. Б. Романова. М.. 1989; Роза Мира. Метафилософия истории. М., 1991; Новейший Плутарх. Иллюстрированный бирфафичеасий аюварь воображаемых знаменитых деятелей всех стран и времен στ А до Я. Основатель издания, главный редактор и иллюстратор Л Л. Раков. М., 1991.

Литература о нем: Померанц Г. Открытая дверь. Встречи с Достоевским. М„ 1990. С. 350—351, 357—361. Селиверстов В. Л. Д. Андреев и его «Роза Мира». Критические заметка/Начало. Журнал Института богословия и философии. СПб., 1994. С. 128— 135.

Комментарии и примечания

Глава «Князь Тьмы» из книги «Роза Мира» печатается по первому легальному изданию: Андреев ДЛ. Роза Мира. Метафилософия истории/Предисл. А. А. Андреевой. М., 1991. С261—269. Предварительные публикации книги см.: Андреев Даниил. Роза Мира и ее ближайшие задачи/Публ. А. А. Андреевой; Предисл. В. И. Грушецкого//Волросы философии. 1989. №12. С. 55—72.

В тексте Андреева фигурирует множество изобретенных им терминов. Некоторые из них пояснены в «Кратком словаре имен, терминов и названий, наиболее часто встречающихся в тексте» (см. источник — С. 273—275), откуда мы заимствуем их толкования, а некоторые ясны непосредственно из контекста.

Й. Рот. Антихрист (Глава из книги) Красная земля

Эразм любил многие вещи, которые любим и мы, поэзию и философию, книги и произведения искусства, языки и народы и, не противопоставляя их друг другу, все человечество… И лишь одну вещь на Земле он действительно ненавидел: фанатизм.