Каталог, или Библиотека староверческой литературы церкви, собранные тщанием Павла Любопытного. СПб., 1829/Иэд. В. И. Касаткин. Μ., 1861 (переиэд. в «Чтениях в ОИДР». (1863. Кн. 1. С. 119—178); Бороздин Λ. Очерки истории русского религиозного разномыслия. СПб., 1905; Нильский И. Об Антихристе против раскольников. Спб., 1859; Рождественский Г. С. Мысли о наступлении на земле царства Антихриста и выводы из нее в старообрядческой поэзии//Записки Московского археологического института. 1910. Τ. VI. Отд. П. C. V‑XIIII (отд. изд.: Памятники старообрядческой поэзии. М., 1910); Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на русские духовные стихи. Тула, 1879; Смирнов П С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти ХУШ в. СПб., 1909; Феодор. Послание ко всем православным об Антихристе//Материалы по истории раскола за первое время его существования/Ред. Н. Субботина. М., 1881. Т. 6. С. 261—267.

Гурьянова Я. С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск, 1988; Белоусов А. Ф. Последние времена//Aequlnox. Сб. памяти о. Александра Меня. М., 1991. С. 9—33.

Мф. 24, 5, 23—24, 26; Мк. 13, 6, 21—22; Лк. 21, 8; 2 Фес. 2, 3—12; I Иск 2, 18, 22; 4,3,3 Ио. 7; Отк. 19, 20; 10, 20,15.

Смирнов П. С. Указ соч. С. 148— 149.

Смирнов П. С. Указ. соч. С. 155.

Соловьев С. А/. Монах Самуил (Страницы из истории раскола)//Православное обозрение. 1860. Т. 2. №7. (Соловьев С. А/. Чтения и рассказы по истории России. Μ., 1989. С. 616—620).

Семевский М. И. Самуил Выморков, проповедник явления Антихриста в 1722— 1725 Семевский М. И. Слово и дело. 1700— 1725. СПб., 1884 (Μ., 1991; репринтное издание). С. 125—184.

Франк–Каменецкий И. Г. Женщина–город в библейской эсхатологии//Сб., посвященный С. Ф. Ольденбургу. Л., 1934; Топоров В. Н. Текст города–девы и города–блудницы в мифологическом аспекте//Структура текста-81. М., 1981. С. 53—58; Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Отзвуки концепции «Москва — Третий Рим» в идеологии Петра Великого//Художественный язык средневековья. М., 1982. С. 242; Исупов КГ. Петербургская апокалиптика начала XX века//Поэзия русского и украинского авангарда. Херсон, 1990. С. 32—34.

Введенский С. Я. Тамбовский епископ Игнатий//Исторический вестник. 1902. Ноябрь. С. 625—646; Он же. К биографии митрополита Стефана Яворского//Христианское чтение. 1912. Июль — Август. С. 892—919; Арсеньев «Непристойные речи». Гл. IX. Последователи Талицкого//Исторический вестник. 1897. Август. С. 390—393.

Смирнов П. С. Указ соч. С. 163. Традиция «духовного Антихриста» дожила до наших дней. Мемуарист рассказывает о сочинении Афанасия Герасимова «О временах» (1969— 1970), где говорится о переживаемом нами «пятом времени»: это время лжепророков, ложных обещаний о «светлом будущем» (Покровский Н. Н. Повесть о дубченских скитах//Новый мир. 1991. №9. С. 103). Ср.: Русский Крест. СПб., 1994. С. 116—125.