Третье — когда антихрист будет творить ложные чудеса и огонь с небес снизойдет.

Четвертое — что антихрист не сможет исповедовать Христа, и исповедующих его будет люто мучить, себе же захочет величия вместо Христа и Бога истинного.

Пятое — когда антихрист сядет на месте святом в церкви Иерусалимской и начнет себя выдавать за бога и превозносить выше всякого бога.

Шестое — когда поклонникам своим даст начертание на правой руке и на челе их.

Седьмое — как имя его будет изображено числом 666.

Восьмое — что время царствования антихристова будет три с половиной года. Здесь же расскажу о сражениях антихриста, и что есть Гог и Магог, и что есть падение Вавилона, и об убиении антихриста.

Знамения, последующие за пришествием антихриста, — Страшный суд и кончина мира сего.

От этих всех знамений, от писаний Божественных, читатель благочестивый, ясно увидишь, что не пришел еще в мир истинный антихрист.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

О первом знамении, предваряющем антихристово пришествие, которое есть разорение и конец Римского монаршества Фессалоникийские жители, или солуняне, видели лютые времена, когда жили они еще в мире апостольском, но возомнили, что уже близко последнее антихристово время. Так считающих сосуд избранный Павел святой увещевает не колебаться умом и во втором послании к солунянам, во второй главе говорит:

«Молим же вас, братие, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться от духа, или от слова, или от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели».

Церковные учителя, исследователи этих слов Павла, видят здесь немалый подвиг.

Что следует понимать в этих словах апостольских:

«Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели?»

Что есть отступление, о котором говорит апостол, что придет прежде, нежели откроется человек греха и сын погибели, то есть антихрист?

Многие думают, что Павел святой говорит об отступлении еретиков от святой веры христианской, то есть Ария, Нестория, Македония и прочих; более всего об отступлении римлян от нашей православной веры. Но это мнение нельзя принять за истину из‑за того, что отступление от веры христианской настало еще во времена апостольские, и о тех отступниках говорит Иоанн святой:

«От нас вышли, но не были нашими».

Если в таком смысле об отступлении говорит Павел святой, то необходимо сказать, что еще во времена апостольские антихрист истинный (о нем здесь говорим) пришел в мир. Тогда следует говорить и об отступлении римлян от греков, ибо оно начало свое имеет в лето Христово восьмисотое, коша Леон III папа римский, презрев царствующих на Востоке монархов греческих, нового на западе монарха Карла[58] поставил и в Риме Древнем его на престол римский возвел и венчал. Об этом пишет Вароний[59] в своей хронологии восьмисотого года.<…>[60]

О другом отступлении римлян от греков: если тотчас пришел в мир истинный антихрист, как с того времени и доныне может жить этот человек; очевидно, что Павел святой иное разумеет под отступлением, предваряющим антихриста.

Златоуст святой, Павловых посланий богоразумный изъяснитель, под отступлением, предваряющим приход антихриста, рассказанном апостолом Павлом, разумеет всенародное отступление от власти римской или разорение и кончину римского владычества.

Златоустый в беседе четвертой на второе послание святого Павла к солунянам говорит так: