«Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по разным местам. Все же это — начало бедствий. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас, и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое. И тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга. И се станут многи лжепророки и прельстят многих. Из‑за умножения беззакония во многих охладеет любовь. Претерпевший же до' конца — спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам, и тогда придет конец».

От этих слов правдивых Христа Спасителя нашего ясно поймешь, читатель благочестивый, что прежде пришествия антихристова и кончины века этого следует проповедовать Евангелие по всей вселенной, во свидетельство всем народам. И тогда придет конец. Об этом говорит и Дамаскин[62] святой в книге 4, в главе 27: «Требуется, — говорит он, — проповедовать Евангелие во всех народах. Так же говорил Господь. И тогда произойдет обличение противобожных иудеев».

Так же исполнится пророчество Давидово по Псалму: «Все народы подчинятся Ему, то есть Христу». И еще: «Дам Тебе народы — достояние Твое. И во владение Твое — все края земли». И еще:

«Все народы, сколько Ты сотворил, придут и поклонятся перед Тобой, Господи, и прославят имя Твое».

Еще не всем языкам проповедуется Евангелие Христово, говорится же: «Во свидетельство всем народам».

Из‑за этого да не будут иметь народы вины неверия своего на Страшном суде, будучи в неведении. Это же и Иоанну святому в седьмой главе апокалипсиса объявлено: о числе запечатленных избранников Божиих от всякого колена сынов Израилевых, и от всякого народа и поколения и людей и племен, стоящих перед престолом и агнцем. Потому что теперь Евангелие Христово по всей вселенной, увы, не может проповедоваться всем народам, ибо на востоке и на западе возникли многие и обширные царства, где нельзя найти ни следа, ни памяти евангельской проповеди.

Из‑за этого ясно дается увидеть, что не пришел тогда конец века, и не пришел тогда в мир антихрист.

Скажет некто, что апостолы уже проповедовали Евангелие Христово во всей вселенной.

Отвечаю, во–первых, Христос Спаситель наш, предвозвещая ученикам своим проповедь Евангелия желательно во всей вселенной, говорит, что немедленно тоща придет конец. Почему же от апостольских времен, начиная от их проповеди, и даже доныне не пришел конец? Ясно, что Христос предвозвещает не указанную первую проповедь Евангелия, которая была от апостолов, но некую вторую, по ней же тотчас придет конец.

Отвечаю, во–вторых, знаем из житий святых апостолов, где они проповедовали, известны и знакомы многие места; но в нынешние времена открыты новые земли, не знаемые апостолами, также мало знаем мы от людей, что было открыто перед нашими временами.

Слова Павла святого к римлянам в главе десятой:

«На всю землю распространись вещание апостольское». Отцы святые толкуют, что в этих словах следует разуметь прошедшее время вместо предыдущего. Так же и Давид, его же есть эти слова, разумеет:

«Во всю землю распространись вещание апостольское»* славою и слухом, а не проповедью.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ