Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология.

Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология.

Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв.Антология.

Составление, общая редакция и предисловие Н. К. Гаврюшин

Из серии "Сокровищница русской религиозно-философской мысли." Выпуск I.

Атрибуты печатного издания:Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. Сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина.- М.: Прогресс, 1993.-400 с. (Сокровищница русской религиозно-философской мысли. Вып. I).

Источник электронной публикации - http://nesusvet.narod.ru/ico/books/philos/

Об оформлениииздания в "электронном виде":

Авторские выделения текста, в оригинале набранные и курсивом, и разреженным шрифтом выделяются только курсивом (пример). Жирный шрифт оставлен жирным (пример)

Ударения условно обозначаются жирной буквой (пример)

Авторские сноски, обозначаемые надстрочными арабскими цифрами (пример1), приводятся по возможности сразу после ссылающегося параграфа.

Cноски редактора, обозначаемые надстрочными русскими буквами (примера), приводятся после каждой статьи в пункте "примечание редактора".

В "электронном виде" сборника отсутствуют общие приложения: 1) "примечания редактора" (перенесены из общего списка в каждую из статей, см. предыдущий пункт); 2) "указатель имен" (ввиду отсутствия нумерации страниц он становится неактуальным); 3) "иллюстрации" - 64 стр. графического материала, полиграфическое качество которого недостаточно для полноценного перевода в "электронный вид".

ru ExportToFB21, FictionBook Editor Release 2.6 05.05.2012 OOoFBTools-2012-5-5-15-58-10-810 1.0

ВЕХИ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ЭСТЕТИКИ. Н. К. Гаврюшин.

В иконе раскрылся и определился собственный лик Православия. Догмат иконопочитания нерушимо связан в церковном сознании с учением о Боговоплощении. Через икону Православие утвердило себя не как отвлеченно-рассудочная или мистическимечтательная доктрина, но как зримо-явленная Истина, пред лицом которой немотствует беспокойная мысль.

Вопрос об отношении к иконе - это вопрос самоопределения человека, в известном смысле эсхатологический вопрос... Если в ней видится только искусство, умение, техника - она, по существу, остается непонятой. Иное дело, если она осмысляется как выражение достоверного знания о духовной реальности, об идеальном человеке, или о человеке в его «идее» - как образе и подобии Творца. Религиозное знание предельно конкретно и глубоко личностно: это знание личности о своей сокровенной глубине, и потому оно требует личных форм выражения - ликов... Икона уже давно осуществила в эстетически совершенных формах тот персоналистический «идеалреализм», которого единодушно взыскует русская философия в лице В.Н.Карпова, Н.О. Лосского, С. А. Аскольдова, Л. П. Карсавина, С. Л. Франка, Б. П. Вышеславцева...

Вытеснение иконы из повседневной жизни человека явилось прямым следствием победы иконоборческого рационализма, преобладания инструментально-технического, утилитарного знания, претендующего на полноту охвата науки и влекущего замену идеального образа человека - натуралистическим, иконы- фотографией или кибернетической схемой. Только сердечное окаменение позволило рассудку поставить чувственную наглядность и отвлеченные формулы выше духоносной достоверности иконного изображения.

Непреходящая задача эстетики - уяснять связь выразительных форм с мировоззрением, постигать соотношение содержания и выражения. Поскольку икона раскрывает догматическое учение Церкви - не случайно преподобный Иоанн Дамаскин называл ее «школой для неграмотных»,- одна из основных задач православной эстетики заключается в выяснении того, насколько точно и правильно передают те или иные иконописные образы смысл вероучения, в какой мере соответствует ему система выразительных средств.