-Святой праведный-ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ-ЖИВОЕ СЛОВО МУДРОСТИ ДУХОВНОЙ-Содержание-Предисловие1-О Боге,

Пресвятая Владычица Богородица жила горним духом, вся была в Боге, в законе Его, поучаясь и пребывая всегда в Нем, чужда была совершенно всякого житейского пристрастия. Подобно и все святые были чужды житейских пристрастий, живя единственно Богом и в Боге; все в них был Бог: и помышление, и желание, и вера, и упование, вожделение и любовь пламенная, видение и созерцание, и глубокое самопознание, мир, радость и веселие. Стараемся ли мы так мыслить, говорить, делать, чтобы всячески и все был в нас Бог, живот наш, сокровище наше, премудрость наша, красота и великолепие наше? Читай творения святых отцов: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, Ефрема Сирина и других святых. Какой в них был дух, какой небесный полет, какое презрение ко всем прелестям мира - к тому, что так высоко ценит мир, чем прельщается, чем бредит, чем болит и из-за чего беснуется! Они были небесные на земле, ходили только ногами по земле, а сердцем пребывали на Небесах.

***

После истины бытия Божия нет тверже истины, как истина бессмертия души человеческой. Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22, 32), то есть души умерших Авраама, Исаака и Иакова после их разрешения от тела - не мертвые, но живые, ибо все живы для Него. Так Сам Господь свидетельствует о бессмертии душ человеческих по смерти. В этой жизни мало, мало кто из людей знает себя - они живут как бы в мечтах сновидений и упражняются в суетных делах. Смертный час грозный покажет им разом ужасную мечту их, но будет поздно, возврата не будет, наступит разоблачение всей жизненной фальши и истинных дел правды и света. Премудрому Соломону, осуетившемуся подобно всем смертным, дано было познать, в какую непрестанную суету погружены все человеки, и он громко возвестил миру людскому: Суета сует… все - суета (Еккл. 12, 8), суетны все сыны человеческие естественно. Он познал под конец следующую истину: Бога бойся и заповеди Его храни, ибо в этом все для человека (ср.: Еккл. 12, 13), вся задача жизни, все благо его. В истине Божией жили и обращались все святые, эти истинные философы, истинные герои христианские, борцы с суетою и всяким грехом, последователи истины и добродетели, истинные ведатели себя самих и Бога, истинные Его любители.

***

Многие люди из христиан не верят, что, кроме времени, есть вечность непреходящая и, кроме мира сего видимого и преходящего, есть невидимый, непреходящий, бесконечный и воображают, что здешняя жизнь дана для удовлетворения высших потребностей человека, духовных, для приготовления к вечности, для борьбы со злом и победы над ним, для воспитания в себе всякой добродетели и для укрепления союза с Богом, для торжества над тлением греховным, для стяжания венца нетленного чрез любовь и верность Творцу праведному и всеблагому, чрез исполнение Его заповедей. Как жалко погибают неверующие и вольнодумцы безумные! Да образумятся они, доколе есть еще для них время образумиться. Нам нужно делать дела… доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать (Ин. 9, 4). Испытывай себя и спрашивай себя, возлюбил ли ты правду и возненавидел ли всей душой беззаконие, как нелепое, бессмысленное, богопротивное и гибельное.

***

Два века определены Творцом для всякого человека: настоящий - краткий, приготовительный и будущий - вечный, духовный, блаженный или мучительный. Не дремли и не спи, человек, в этом веке, но непрестанно приготовляйся молитвою, покаянием и добрыми делами к будущему. Твердо веруй в Бога Творца, Отца и Судию праведного и в Церковь Его, созданную на земле для приготовления нашего, для научения, очищения, врачевания, освящения и утверждения. Благодари Бога за все для тебя уготованное, пользуйся к своему благу и блаженству всеми дарами Божиими. Аминь.

***

Небо и земля прейдут, словеса же Моя не мимоидут (Мф. 24, 35). Чудная перемена будет с небом и землею: будут новое небо и новая земля, нетленные, духовные, как и тела людей, воскресших и изменившихся, будут духовные и нетленные. Есть тело духовное и есть тело душевное (ср.: 1 Кор. 15, 44). Слава благости, премудрости и всемогуществу Творца! Каковы должны быть мы, христиане, коим обещано Богом быть зрителями и наследниками этого нового неба и земли! Как должны презирать тленное и возноситься к нетленному и небесному! Ведь все видимое временно, а невидимое вечно (2 Кор. 4, 18). Между тем сердца наши болят тлением, пристрастием к тленным вещам и нерадением к нетленным. Все человечество, падшее и подвергшееся тлению, болит земным тлением, пристрастием к лепоте телесной, к злату и серебру, к разным драгоценностям, а о украшении души бессмертной добродетелью как мало заботятся христиане, призванные к нетленному, вечному Царствию!