-Святой праведный-ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ-ЖИВОЕ СЛОВО МУДРОСТИ ДУХОВНОЙ-Содержание-Предисловие1-О Боге,

Есть бесконечная первоначальная жизнь ипостасная, от которой произошла жизнь всех тварей умных, словесных и бессловесных. Умные и словесные твари получили бытие по образу и подобию Божию, по образу Его премудрости, благости, правды, мира, блаженства, свободы, силы, бессмертия. Чисто умные Силы, или бестелесные Ангелы, в большинстве своем устояли в своем чине, благозаконии и послушании Творцу, а многие во главе с денницею, или сатаною, не устояли и пали падением страшным, падением вечным, они привлекли ко греху и чувственно-словесных тварей, род человеческий, чрез первую чету - Адама и Еву, а вместе с грехом - и к проклятию и вечной погибели, сделав их причастниками всяких смертоносных страстей, скорбей, болезней и бесчисленно разнообразных смертей. Падшие злые духи во главе со своим царем, сатаною, всеми силами своими, умом и хитростью, настойчивостью и назойливостью стремятся навеки разлучить человека от Бога, от Его бесконечной жизни, правды, мира, блаженства, красоты и соединить с собою, вложив в него свое лукавство, свою злобу, неприязнь, нечистоту, зависть, непокорность к Богу, мятеж и совершенное отчуждение от Него.

Требуются со стороны всякого христианина непрестанная борьба с воинственным всеоружным грехом, вера в Бога, Спасителя, в Церковь Его, молитва непрестанная, помощь Божия, ибо без Бога мы не можем делать ничего доброго, а можем только согрешать непрестанно. И вот жизнь наша на земле есть непрестанная война с грехом, с миром и со своею многострастною плотью. Да, есть бесконечная личная Жизнь, Которая дала нам жизнь по образу Своему и от Которой мы отпали вольной волею и к Которой должны стремиться верою, вниманием себе, усердием к деланию заповедей Божиих и непрестанным покаянием. Есть бесконечная Красота, создавшая нас по образу Своей красоты, которую мы утратили, обезобразив себя грехом. Есть бесконечная сладость Божиего существа, которой мы лишились, прельстившись сладостью греха. Есть бесконечный Разум ипостасный, от Которого мы отпали и впали в безумие всяких грехов и страстей. Есть бесконечная свобода, которой мы лишились, поработившись бессловесным страстям, ибо всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8, 34), по слову Господа, и потому должны мы все стремиться к свободе духовной чрез искреннее покаяние и добродетель, особенно чрез любовь к Богу и взаимную друг к другу. Итак, вся жизнь наша должна проходить в борьбе с грехами и в стремлении к святости и правде.

***

Один законник спросил Иисуса Христа: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего… и ближнего твоего, как самого себя (Лк. 10, 25-27). Какое простое и твердое слово о важнейшем деле нашей временной, приготовительной и обучительной жизни: только возлюби Бога всем сердцем и ближнего, как себя, - и ты будешь жить и царствовать вечно. Как просто решается наиважнейший вопрос жизни! А решаем ли его мы непременно самым делом? Вот этот-то вопрос мы и должны решить коротко и ясно со всей твердостью. Жизнь ипостасная, вечная есть любовь. Бог есть любовь, и жизнь заключается в любви разумных тварей к Богу. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4, 16) пребывает; во вражде заключается смерть: …ненавидяй брата своего человекоубийца есть (1 Ин. 3, 15),- говорит учитель любви, возлюбленный ученик Христа. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8).

***

Первая и главная заповедь в законе Божием: ...возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим (Мф. 22, 37) и так далее, но к исполнению этой заповеди встречается множество препятствий со стороны плоти нашей многострастной, мира прелюбодейного и грешного или со стороны нечестивых людей и диавола, расставившего всюду сети свои пагубные. Со всеми этими врагами надо непрестанно бороться и побеждать их и твердо стоять в любви Божией. Если на пути нашем к Богу стоит какой-либо человек, пристрастие к нему, - долой этого человека, оставить его, хотя бы это были отец, мать, братья, сестры - вообще родные, или друзья, или нечистою любовью любимые лица. Если препятствуют любви Божией богатство, удовольствия чрева, расточим богатство, возлюбим пост. Другая заповедь: …возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). Если этой любви полагает препону мирская любовь к каким-либо лицам, к чести и славе, к деньгам, к роскоши, к чреву, к плоти, - отринем всякую любовь мирскую и от всей души возлюбим ближнего, радея о нем, как о себе самом, о своей плоти, о своей душе. Святые угодники служат нам прекрасным примером и образцом деятельной любви. Будем подражать им по силе, с помощью Божией. Всяк подвизаяйся от всех воздержится, да нетленный венец жизни приимет (ср.: 1 Кор. 9, 25). Препятствием любви к Богу и ближнему служит наше пристрастие к нашей плоти и к удовлетворению прихотей и страстей - так называемая дружба наша с богопротивною плотию - прелестию плотскою (наслаждение сном, пищею и питием, половыми удовольствиями), и потому, по апостолу, нужно распять плоть свою со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24), побеждая всякую прелесть, как мечту вредную.

***

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим (Мф. 22, 37). Почему всем сердцем? Потому, что Господь все сердце сотворил для Себя, чтобы жить в нем, а не частию только, и еще потому, что сердце наше просто и не может служить двум господам - Богу и велиару, или богатству (см.: Мф. 6, 24), оно неделимо. И если ты хотя на одну йоту отступишь сердцем от Бога, то его не замедлит все занять враг-диавол, ищущий непрестанно поглотить нас (см.: 1 Пет. 5, 8). Вот какой психологический закон! Двоиться сердцем крайне опасно и вредно. Слава Тебе, Богу, просто создавшему сердца человеческие и повелевшему нам мыслить, желать и делать все в простоте и избегать всячески лукавства греховного, диавольского. Источник и виновник всякого лукавства есть диавол. Избави нас, Господи, от лукаваго (ср.: Мф. 6, 13).

От тли, Боже, мя возведи (ирмос, глас 2-й, песнь 6-я). Все мы болеем различно тлением, страстями душетленными, а о любви Божией нерадим, холодны к своему Создателю и Благодетелю. Обогащаться материально стремимся всеми силами, а Богом не богатеем, нищенствуем. Много, много у иного денег и всякого богатства, а Бога в сердце совсем нет. Зависти же к чужому добру, имению в нас много, а искреннего доброжелательства нет. Господь всего Себя дает тебе в достояние, человек, все существо Свое Божеское и человеческое, пречистое, нетленное, бессмертное, всеправедное, всеблаженное, премудрое. Зачем ты не принимаешь такого неисчерпаемого, нетленного богатства, зачем бежишь от него, гоняясь за тленным, за прахом, за мыльными исчезающими пузырями? Зачем налагаешь сам на себя жестокие узы? Войди в себя, оглянись, осмотрись!

***