-Святой праведный-ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ-ЖИВОЕ СЛОВО МУДРОСТИ ДУХОВНОЙ-Содержание-Предисловие1-О Боге,

***

В нынешнее лукавое время многие и каяться стыдятся, да еще и оправдывают себя во грехах и греха за грех не считают, но тем строже будет их судить Праведный Судия. Покаяние есть величайший дар грешнику, верующему в Того, Кто один имеет власть оправдывать кающегося нечестивца. А власть прощать грехи имеет только один Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира (ср.: Ин. 1, 29). Дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф. 28, 18). Власть имать Сын Человеческий на земли отпущати грехи (Мф. 9, 6). Он выстрадал нам у Отца Небесного власть прощать грехи и вводить в рай покаявшихся от всей души, как ввел Он благоразумного разбойника, уверовавшего и возгласившего: ...помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твое (ср.: Лк. 23, 42).

***

Аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие (Ин. 3, 5). Аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе (Ин. 6, 53) - совершенная, непреложная истина в устах совершенного Учителя-Христа. Человек сам настолько глубоко поврежден, растлен грехом, что должен непременно возродиться или родиться снова, чтобы получить вновь бытие, как бы из мертвых воскресший. Без ядения Плоти Жизнодавца и пития Крови Его человек не может иметь истинной жизни, которую утратил через грех в Адаме. Ужасное растление! Чрезвычайные меры к восстановлению и к обновлению - вочеловечение Сына Божия, Его жизнь во плоти, Его личное учение, чудеса, страдания, Крест, смерть, схождение во ад, победа над адом, Воскресение, Вознесение. Размышляй об этом и как огня бойся греха! Ненавидь его, он - безумие, бессмыслие, нелепость, разлучение от Источника Жизни, восприятие смерти и сочетание с начальником смерти - диаволом.

***

Какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15, 8-10). Весьма знаменательная и трогательная притча! Спаситель уподобляет душу грешного человека драхме, потерянной женщиной (Церковь). На этой монете царское изображение - образ Божий бессмертный. Женщина зажигает свечу (свет - слово Божие) и при помощи ее метет комнату (душу, закрытую и подавленную мирскими пристрастиями и тьмою страстей, как сором), и ищет тщательно (надо искать грешника, чтобы спасти его убеждением и любовию), и находит, возвращая его на путь покаяния. Из этой притчи видно, как дорога для Господа душа человеческая, имеющая в себе образ бессмертного Царя-Бога, и как Он тщательно ищет ее, затерявшуюся и погибающую в бесчисленных страстях или пристрастиях мирских, просвещая ее словом Своим и озарением Духа Святаго. Видно из притчи и то, как сам человек мало или вовсе не ценит души своей, этой царской драхмы, и выметает (метет) ее в кал тинный и в тление страстей, часто губя ее невозвратно. Церковь, или пастыри Церкви, должны тщательно искать погибающих и спасать их благодатию и властию, данной им от Бога.

***

Мир вам, - возглашал ученикам Своим Господь, являясь им по Воскресении из мертвых (Лк. 24, 36; Ин. 20, 19). Как самое драгоценное благо для душ их, мир Свой Божественный давал им Господь, - мир с Богом, мир с собою и ближними. Этот мир сообщается верующим за любовь к Богу и хранение Его заповедей. Мир этот не может обитать в душе, пристрастной к миру и его мнимым благам, к земным украшениям, к плоти своей или чужой. В самом деле, как обитать Богу в человеке, повинном или пристрастном, например, к деньгам, когда сердцем его обладает это мерзкое пристрастие и отвращает его от Бога? Сребролюбец делается чуждым Богу, уничижает Его, ни во что ставит, изгоняет Его из мыслей и из сердца своего. В душе сребролюбца нет места Богу, Который есть Источник всех благ, от Которого происходят наше бытие и все блага: дыхание, пища, питие, одежда, жилище, здравие, прощение грехов, просвещение души, мир, свет, радость, всякий успех в делах благих. Мир даруется Богом душе, освободившейся от страстей. Отчего нет мира в государстве, в Церкви? Оттого что люди отвратились от Бога - Источника и Царя мира, от Церкви - хранительницы, носительницы мира Божия; все пошли стороною от Бога, почему и Он пошел к ним стороною и дал дары мира язычникам-японцам; оттого во всех классах людей русских смятения, беспорядки, непослушание и неповиновение. Как достигли мира святые угодники Божии? Отложением ветхого человека с деяниями его, распинанием плоти со страстями и похотями и различными подвигам добродетели.

***