-Святой праведный-ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ-ЖИВОЕ СЛОВО МУДРОСТИ ДУХОВНОЙ-Содержание-Предисловие1-О Боге,

Старайся быть нелицеприятным и не лицемерно любящим людей всякого состояния и качества, невзирая на лица, звания, достаток и бедность. Управляй строго своими мыслями и сердечными чувствами и ни на минуту не давай сердцу лукавить и подчиняться его капризам; будь Божиим рабом, а не рабом своих страстей и прихоти лукавого.

***

Вошли ли мы во вкус молитвы, покаяния и славословия Божия? Чувствуем ли потребность непрестанной молитвы, покаяния, научились ли презирать и ненавидеть нелепый, безобразный и смертоносный грех, разлучающий нас с Богом, и любить, уважать, высоко ценить добродетель и преуспевать в ней, восходя от силы в силу, от добродетели к добродетели, презирая всякую греховную прелесть, как пагубную?

***

Доколе сердце и ум не вошли во вкус молитвы, дотоле человек молится неохотно, лениво, принужденно и рассеянно, но, когда душа войдет во вкус молитвы и вкусит мира, сладости и утешения от Господа, тогда и отстать не захочет от созерцания Господа и от беседы с Ним. Столько утешения дает Господь усердному к молитве! Так Он изменяет душу, само лицо молящегося делается светлым и приятным, подобно тому как Господь просветился лицом на Фаворе.

***

Молитва нужна не для Бога, а для тебя, ленивый молитвенник или не молящийся вовсе; она - сила, свет, пища и питие для души твоей, охрана твоя, страж твой, безопасность твоя. В тебе сидит, глубоко закутавшись во всякий вид греха, глупый, капризный, своенравный и злой больной твой ребенок и вместе старый, ветхий человек, унаследованный от первого родоначальника, поддавшегося лести диавола - отца лжи, всякого зла. Вот для него-то крайне нужна молитва постоянная, как врачевство, как свет и пища, как руководство; как согрешающему, ему нужно и непрестанное покаяние.

***

Когда молишься в церкви или в доме, старайся представлять себе все слова и лица в молитве - лицо Божией Матери, Ангелов и святых или земных лиц, о коих молишься, - представлять идеально, то есть как они есть в существе или должны быть (архиереи, священники, диаконы и прочие) - святы по Божественному началу, а не плотски, или материально, или греховно - и будет тебе молитва твоя в отраду.

***

Молитва домашняя или общественная, вечерняя и утренняя, совершаемая частным образом кем-либо, литургия или совершение какого-либо Таинства лицом священным публично бывают живым и всех оживляющим делом, если они совершаются священником или архиереем с живою верою, искренне, пламенно, или делом мертвым и никого не затрагивающим, не одушевляющим, не восторгающим горе, к Богу, к Небу, если лицо молящееся совершает молитву без веры, без осмысления, без сердечного чувства. Потому приходится нередко слышать из уст мирян, бывающих у служб, что такой-то священнослужитель служит жизненно, пробуждающим образом, а такой-то - мертво, безжизненно, скучно, неодушевленно, непитательно, непросветительно. И вправду так. Для примера представьте, что служащее лицо - священник или диакон - пьян, или пришел служить в храм из-за картежного стола, или после чтения книги романического пошиба, или какой-либо мирской журнальной или книжной статьи, которою увлеклись его ум и сердце. Скажите, может ли он служить с воодушевлением утреню или всенощную или литургию Златоуста или Василия Великого? Не думаю. Телом он в храме, а душою он там, где происходят роман или действие, с теми лицами, кои составляют предмет речи и коими он увлекся! Он не с Богом, не с Богоматерью, не со святыми, в его сердце не Бог, а суета житейская, враг.

Познавай, о иерей, при совершении каждодневном или чередном литургии всю святость ее, величие и Божественную правду проявившуюся, премудрость, высоту, крайнюю потребность для рода человеческого, крайнее снисхождение и истощание Бога Слова, в ней являющиеся непрестанно; простоту, приличие и целесообразность вещества Евхаристии, определенного для приношения, пресуществления и употребления в пищу и питие Божественного Брашна, и совершай ее всегда с крайним приготовлением себя к ее совершению, с созерцанием бесконечной святости, благости, премудрости, истины, правды и всемогущества Божественного. Припомни чудеса претворений от Бога вещей в Ветхом и Новом Завете: жезла Моисеева в змия, вод египетских в кровь, огня в росу (для Анании, Азарии и Мисаила), из скалы чудесно изведенную воду, претворение воды в вино, жены Лота в соляной столб - и прославляй крайнее к нам Божие снисхождение, приспособление к нашей падшей природе, ибо чего проще и приспособленнее к нашей немощной природе, как не употребление Святых Таин Тела и Крови Христовых под видами пшеничного хлеба и вина виноградного, сладкого, приятного на вкус и вместе бодрящего и веселящего, в коих Он Сам весь вселяется в Божестве и человечестве, животворя с верою причащающихся и отъемля грехи их, умиротворяя, веселя и новотворя, обессмертствуя и обожая! Слава, Господи, Твоей благости и премудрости неизреченной, Твоему всемогуществу, Твоему снисхождению, истощанию нас ради бывшему. О окаянство и бедность наша, нищета, слепота и нагота, ради коих Ты преподаешь нам Себя Самого, Свое Божественное богатство святости, правды, милости, жизни, покрывая нашу наготу, отъемля нашу нелепоту, украшая Своим Божеством. Постигают ли и чувствуют ли это наши интеллигенты? Душевен же человек не приемлет яже Духа Божия, юродство бо ему есть, и не может разумети, зане духовне востязуется (1 Кор. 2, 14).

***

Совершая Проскомидию, приготовительную часть литургии, и уготовляя Агнца, закланного от сложения мира за грехи наши, крестообразно разрезая и прободая Его, поминай с благоговением и страхом благодарным сердцем снисхождение к нам Сына Божия, истощание Его, да нас обогатит благословением Отца Небесного и Триипостасным Божеством, всею Его святостию и правдою и вечным блаженством. Поминай страдания и смерть Богочеловека по человечеству и убеждайся в необходимости распинать и умерщвлять в себе ветхого человека со страстями его, помня, что Христос - Глава Церкви Своей, Небесной, земной и преисподней и что ты - член тела Церкви. Помни свое достоинство и будь достоин своего звания. Затем, изъемля части треугольные в честь Богоматери, Предтечи, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников и всех святых, помни их и свое с ними божественное сочленение и совокупление и их ходатайство за нас, земнородных собратьев своих (как и сами они из земнородных), прославляй милосердие Божие, сделавшее их победителями греха, обогатившее их вечною святостию и обожением и сделавшее их нашими ходатаями к Богу и молитвенниками за нас. Изъемля части за епископов, пресвитеров, диаконов и за всю иерархию земную, помни, к какому высокому просветительному и спасительному служению призвал Господь священство, поучающее и совершающее богослужения и Таинства, установленные Богом для спасения рода человеческого и руководствующие его к правде, святости и вечной жизни, и чти их, как служителей Христовых и строителей таин Божиих, и преимущественно люби их за дело их бесконечно великой важности, как увещевает нас апостол. Изъемля части за усопших, веруй в ходатайственную силу жертвы Христовой и в силу молитв священнослужителей за них и молись и за них усердно и с упованием на милость Божию к ним. Весь проникайся Божественным величием литургии, этого ангельского на земле спасительного служения, и подивись, до чего простерлись к нам любовь Божия и щедроты Единородного Сына Божия, принесшего Самого Себя в жертву правосудию Отца Небесного и купно Святей Троице, Единосущной и Нераздельной.