«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Старайся не осуждать никого ни в чем. Чего себе не хочешь, того и другим не делай. Помни, что за каждое праздное слово дадим ответ пред Богом на Страшном суде. Двум господам служить нельзя. Примиряйся с соперником, чтобы он не заключил тебя в темницу. Чтобы вражды не было ни с кем, иначе молитва не будет угодна Богу, даже послужит во грех. Как же будет у Бога прощение нашим грехам, когда сами не прощаем?

Вот тебе коренное указание, на котором зиждется наше спасение. Конечно, легко указать и легко пожелать, но исполнить очень трудно и мы немощные; одних наших сил не хватит — должны просить помощи у Бога, чтобы он по своему милосердию помог нам, грешным. Вот св. отцы и избрали молитву Иисусову — непрестанную. Вам, в миру живущим, очень трудно держать непрестанную молитву, однако, знай, св. отцы всякое доброе дело приписывают молитве: добрый разговор, память Божия, терпеть — поношение, укорение, презрение и насмешки и т. д. Ты хочешь иметь определенное правило молитвенное. Преп. Исаак Сирин не советует обременять себя вычитыванием количеством стихословий и быть рабом у правила. Ибо в рабском делании нет мира (слово 30, 136 стр., издание 1911 г. "О том, как должно молиться без кружения мыслей").

Можно читать утром и вечером несколько молитв, сами определяйте сколько, сообразуйтесь с временем, только, чтобы было не на ветер, а со вниманием, ибо внимание — душа молитвы. Ежедневно надо прочесть главу св. Евангелия и главу апостольских посланий.

По Божией милости, что было у меня на сердце, то и написал, и прими это не как закон или повеление, а как совет. Сама усматривай и сообразуйся с условием вашей жизни.

Письмо 89

21.8.1954 г.

Ты соблазняешься, что некоторые священнослужители совершают службу очень небрежно, и тебе иногда не хочется даже и в церковь идти. Знай и крепко веруй, что Святые Тайны совершаются не по достоинству священнослужителей, а по милости и любви Божией благодати.

Вот приведу тебе образный пример: к некоторому отшельнику приходил пресвитер из ближайшей церкви и преподавал ему Св. Тайны. Кто-то наговорил отшельнику на пресвитера, и отшельник не принял пресвитера. Пресвитер ушел. И вот последовал к отшельнику голос: "Восхитили себе человеки суд мой". После этого отшельник пришел в исступление и увидел золотой колодец, золотой сосуд, веревку и воду особенно хорошего достоинства. Увидел при этом какого-то прокаженного, который черпал воду и наполнял сосуд. Отшельник не мог пить, потому что черпал прокаженный. И опять был ему голос: "Почему ты не пьешь этой воды? Что тебе за дело до того, кто бы ни черпал ее? Он только черпает и наливает в сосуд". Отшельник пришел в себя, призвал пресвитера и просил его преподавать Святое Причащение по-прежнему (Отечник).

Никогда не осуждай священнослужителей, они погрешают, они ответ дадут Богу в день судный. Лучше помолись за них и мысленно попроси святых их молитв. Так учат св. отцы. Вот ты видишь недостатки священнослужителей, а посмотри на себя, как ты стоишь и молишься: ведь бывает так, что вся служба проходит в мечтательных образах, в вещах мира сего!

Господи, даждь ми зрети моя прегрешения и не осуждати священнослужителей.

Письмо 90

21.8.1954 г.

...Ты спрашиваешь меня: "Почему Господь избрал призвал в апостольство Иуду предателя. Ведь Он знал, что предаст его". Наш умишко очень ограничен, и мы, грешные, не можем постигнуть судеб Божиих. Уклонились от Господа пять апостолов: Иуда, искариотский предатель; Николай был епископом в Самарии; Фигель — в Ефесе; Ермоген — Магоре, Фраге, и Димас в Солуни, служил идолам.

Господь, конечно, все знает и предвидит, и по Своему милосердию всех к Себе призывает, однако не нарушает нашу свободную волю, данную им. Господь дал нам заповеди в руководство, чтобы получить вечное блаженство в будущей жизни, и мы по самовластию можем исполнять и не исполнять, зависит уже от нашего произволения. Господь иногда особенным своим промыслом спасал некоторых: апостола Павла, преп. Марию Египетскую и других. Это дело благодати Божией, нам, грешным, непостижимы судьбы Господни, да и испытывать не надо и неполезно. Справедливее всего идти общим путем — исполнением заповедей Христовых. Аминь.