«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

6.2.1955 г.

Получил твое письмо, пишешь: что тебя иногда во время молитвы очень смущают хульные помыслы; такие бывают скаредные, что даже стыдно смотреть на иконы, священникам как-то стыдно говорить. Смущаться не надо, ибо такие помыслы не наши, а врага рода человеческого — дьявола. Просто не обращай внимания на них, и мысли старайся обратить на какие-либо внешние предметы. Этот дьявол — хулитель, иногда во время Божественной литургии хулит Господа, Святые Тайны и все божественное. Преподобный Никита Стифат сказал: "Сей хулитель дьявол иной раз нашими же устами хулит нас и Бога вышнего".

Преподобный Иоанн Карфафский сказал: «Не только перед скончанием мира дьявол возглаголет словеса на Вышнего, как говорит Даниил (7, 25), но и ныне бывает, через наши помыслы; тяжкие возносим хулы на самое небо, и самого вышнего бесславит, и создание его, и Святые Христовы Таинства». Сей хулитель — дьявол искушал Господа нашего Иисуса Христа чревоугодием, тщеславием и гордостью. Дьявол не знал тайны воплощения Богочеловека, все же почему-то догадывался: "Если ты Сын Божий" и прочее, как сказано в Евангелии (от Мат. 4, 3–9). Господь сказал: "Отойди от меня, сатана". Вот, и ты говори хулителю — дьяволу: отойди от меня, сатана, я знаю Господа нашего Иисуса Христа, слушаю еЕго и повинуюсь Ему во всем, что заповедано в св. Евангелии, а тебя, погибшего навсегда за твою гордость, не буду слушать, чтобы ты ни говорил мне; повторяю: отойди от меня, ненавистник всякого добра.

Хулитель-дьявол, хоть и всех искушает, но гордые больше страдают хульными помыслами, ибо Господь за гордость попускает дьяволу искушать человека. Св. отцы такие испытывали хуления, что даже не хотели предать писанию. Но они были опытными в духовной жизни, не смущались, ибо хорошо знали, что виновник хулы дьявол.

Письмо 100

15.3.1955 г.

... Преподобный отец Ефрем Сирин молился: "Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего". Великий отец очень хорошо знал и помнил тяжесть греха осуждения и великую добродетель не осуждения. Господь сказал: "Не судите, да не судимы будете. Имиже бо судом судите, судят вас. Что же видиши сучец иже во оце брата твоего, бревна же еже есть во оке твоем не чуеши" (от Мат. 7, 1–4). Осуждающий других уподобляется антихристу, ибо восхищает суд Божий. Много есть примеров об осуждающих других.

Насколько великий грех осуждение, приведу один пример. Преп. Исаак Фивейский при посещении киновии увидал там брата, впавшего в грех и осудил его; когда возвратился в келию, ангел не пускает его и говорит: "Бог послал меня к тебе и повелел спросить, куда повелишь поместить павшего брата, которого ты осудил". Ужаснулся старец и сознал тяжесть греха осуждения. Упал в ноги ангелу и слезно просил прощения. Ангел сказал: "Бог простил тебя, но берегись осуждать прежде, нежели Бог осудит его".

А мы, грешные, так привыкли осуждать других; даже взошло в привычку, и не помним Божиего запрещения и тяжесть греха.

Осуждение всегда бывает ошибочно, ибо мы не знаем причин согрешающего, что его побудило это сделать, мы видим только грех ближнего, а покаяние его не видим. Господи, даждь ми зрети мои прегрешения, и не осуждати брата моего.

Письмо 101

24.3.1955 г.

...Завтра великий праздник Благовещения (благая весть) Приснодеве Марии архангелом Гавриилом. Чудо чудес! Бог невместимый и Творец всей вселенной вмещается в утробу Девы Марии. Пресвятая Богородица, спаси нас грешных! Ах! Как хорошо Святая наша Церковь, восхваляет Приснодеву Марию в догматиках. Эти догматики всегда надо слушать внимательно, ибо в них поются прообразы ветхозаветные о Деве Марии. Господь и Царица Небесная, да помогут тебе в тяжелые минуты. Веруй и обращайся к ним за помощью.

Письмо 102