«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

20.4.1955 г.

Получил твое письмо и ты просишь меня написать тебе о воплощении Сына Божия. Я давно собирался написать это себе на память, но все как-то не мог собраться написать, а ты натолкнула меня.

Дерзаю приступить к этому великому делу и душа моя трепещет: как я могу писать о такой великой тайне, и святые ангелы не могут постигнуть этого великого таинства. Все же, с Божией помощью, напишу, насколько человек может воспринять своим ограниченным умишком эту великую тайну воплощения Бога-Слова. Пишу на основании Св. Церкви и учения св. отцов, а не свое мудрование. А сердце мое трепещет: как Святая Троица, единосущная и нераздельная, Сын Божий невместимый вмещается в утробу человеческую Приснодевы Марии, и восприял от нее душу и тело человеческое, и бысть совершенный Бог и совершенный человек, кроме греха, и волю имел божескую и человеческую, только воля человеческая подчинялась воле Божией. Сердце мое трепещет, как я буду продолжать писать о таком таинстве?

Бог невидимый и непостижимый, на него и ангелы не могут взирати. Но Господь по Своему милосердию снисходит к роду человеческому воплощением в человечество. О! Дивное чудо — невместимый Бог вмещается в утробу Приснодевы и по закону человеческой природы был носимый в утробе Девы Марии 9 месяцев и родился как человек, но рождение было безболезненное, ибо зачатие было не плотское, а от Духа Святого; и Младенец Божественный полагается в ясли и питается млеком материнским как человек. "Отроча же растяще, и крепляшеся духом, исполняяся премудрости, и благодать Божия бе на нем". О! Великое чудо: жил, воспитывался и повиновался св. обручнику Иосифу до 30-летнего возраста, работал по плотническому ремеслу. Пилил, рубил, строгал рубанком, вообще работал как плотник. 12-летним отроком в Иерусалиме в еврейской синагоге удивлял фарисеев вопросами и ответами, а больше ничего неизвестно до 30-летнего возраста, ибо Бог скрыл свое божество. О! Глубина божественной премудрости и смирения!

В 30-летнем возрасте был возведен Духом Святым в пустыню и жил там со зверьми. Как человек, 40 дней терпел голод и был искушаем дьяволом (от Мат. гл. 4). Ходил и учил род человеческий, как ему было угодно, 3,5 года. Действовал как Бог и как человек. Когда ехал с учениками в корабле, спал на корме как человек: поднялась буря и корабль их стало заливать. Ученики в испуге разбудили его: "Наставниче, погибаем". Господь запретил волнам и ветру — как Бог. Когда Господь пришел к гробу умершего Лазаря, прослезился как человек, а воскресил его как Бог, сказав уже смердящему: "Лазаре, гряди вон". По человечеству как человек ходил, уставал, пил, ел и плакал, а как Бог творил чудеса, исцелял больных, воскрешал умерших. А ученые фарисеи знали Святое Писание просто назубок, но по закону не жили и святую истину не могли понять. Преследовали Спасителя мира на каждом шагу и до того дошла их злоба, что распяли Господа.

Дивны дела твои, Господи, как человек терпел от злых фарисеев разные поругания. Говорили: «Исцеляет больных, воскрешает умерших и прочие чудеса делает бесовскою силою». И Господь ради нашего спасения, все это терпел, как человек. Чудное смирение Сына человеческого: ехал на осляти как человек и при его торжественном шествии в Иерусалим народ постилал свои ризы и громко радостно кричал: "Благословенен грядый царь во имя Господне: мир на небеси, и слава в вышних" (от Луки, 19, 38). После торжественного шествия в Иерусалим Господь на Тайной Вечери установил таинство Св. Причащения, и Иуда был причащен Тела и Крови Спасителя Господа нашего Иисуса Христа.

Господь как человек скорбел и тужил. "Прискорбна есть душа моя до смерти", и молился, глаголя: "Отче мой, аще возможно есть, да минует меня чаша сия; обаче не якоже аз хощу, но якоже ты". Бысть же пот его яко капли крови каплющия на землю. И терпел как человек поругание, осмеяние, биение по щекам, и палкой по голове; и терновый венец надели на главу Его, и кровь лилась по одежде Его и насмехались, говорили: "Радуйся, Царю Иудейский". И злые фарисеи повели Господа — Творца всей вселенной и всей твари на распятие. Пригвоздили Его Пречистое Тело ко кресту. Господи, прости меня окаянного, что я дерзаю описывать честные страдания Твои. Пишу не ученым языком, ибо я науки не проходил, а как чувствовал, так и писал. Делаю выписку из книги «Священная история»: «Распятие на кресте было самой ужасной казнью. Оно заключало в себе все, что есть мучительного в пытках и смерти: головокружение, судороги, упадок сил, лихорадку, столбняк, антонов огонь в ранах — все это вместе и в самой высшей степени, притом без лишения чувств. Пригвождение ко кресту в висячем положении делало мучительным малейшее движение, воспаленные и постоянно увеличивающиеся раны от гвоздей разъедала гангрена. Кровеносные жилы, в особенности в голове и животе, напрягались от прилива крови и лопались. Ко всем этим мучениям присоединялся невыносимый жар и неутолимая жажда. Все эти мучения производили такую нестерпимую тоску, что распятые с мольбой просили, как величайшей милости, покончить их жизни. Господи, помилуй! И все эти ужасные страдания Господь наш Иисус Христос терпел как человек ради нашего спасения, а Божество сострадало. О дивное чудо! Человече, неужели твое окаменелое сердце не содрогнется от воспоминаний таких страданий Иисуса Христа?

Вот по твоему желанию написал я тебе кратко. Советую тебе читать св. Евангелие ежедневно, если у тебя нет времени на целую главу, то хотя бы по несколько строчек.

Письмо 103

7.5.1955 г.

Твое письмо я получил, все понял. Однако, не унывай и не скорби, что накричала на Х. Это человеческое; впрочем, и ко смирению и к самопознанию своего устроения. Вот какие мы слабенькие — подул противный ветер и терпение лопнуло. Вместе жить и ладить, очень трудно, ибо устроение и характеры разные, а чтобы мир — требуется с обеих сторон стремление к миру.

Читал я в Отечнике: два старца жили вместе. Вначале один говорит другому: как ты смотришь на меня? Другой отвечал: "Как на ангела". Поживши довольно времени, спрашивает опять: "А теперь как смотришь", тот ответил "А теперь как на дьявола и каждое твое слово, точно гвоздем колет меня". Это я привел пример не в поблажку, а чтобы не унывать, когда что стрясется по нашей немощи.

Преп. Моисей говорил: "Сила для желающего стяжать добродетели заключается в том, чтобы не малодушествовать, когда случится пасть, но снова продолжать свой путь: не падать свойственно только ангелам".

Письмо 104