«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Письмо 106

28.7.1955 г.

О помыслах

Помыслы бывают трех родов: человеческие, ангельские и бесовские. Мысли человеческие ничто иное, как мечтательные образы вещей мира сего, сказал преп. Исихий. Ангельские помыслы всегда добрые и на сердце бывает мир и тишина, даже некоторое веселие. А бесовские мысли всегда греховные и в сердце чувствуется смущение. Иные люди иногда говорят: "Что ни шаг, то грех". Так говорить неправильно. У св. отцов все приходящие мысли названы прилогами, хоть и худые они, но безгрешны; мы по самовластию можем принять и не принять, если не примем их, то они безгрешны, а если примем и будем говорить с ними, тогда будут греховные и доведут они до телесного греха. Иногда приходят мысли неприятные: когда-то были ошибки, и вдруг они появятся, точно молния блеснет, я полагаю, что такие мысли естественные, человеческие прежние воспоминания. А бесовские мысли всегда греховные: о гневе, о блуде, о сребролюбии, о тщеславии, о гордости и о прочих страстях, и всегда в сердце бывает смущение. Конечно, мирянам трудно, даже невозможно, разобраться в помыслах, от каких причин они бывают. Ибо иные мысли у писателей, иные мысли у изобретателей, и иные у торговцев.

Письмо 107

26.9.1955 г.

От души благодарю за арбуз, хотя получил его в растрепанном виде, арбуз разбитый, бумага вся мокрая, почтовая барышня была недовольна, другие пакеты обмочены. Наверно, посылали с тщеславием, всегда так бывает, что кто сделает с тщеславием, жди бесславия.

Письмо 108

9.10.1955 г.

Получил ваше письмо, просите меня ответить. Тебе не понятно у св. апостола Павла следующее: "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по его изволению, все содействует ко благу. А кого он предопределил тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал тех и прославил" (Римл. 8, 29–30).

Отвечаю не по своему мудрованию, а на основании святоотеческого учения. Блаженный Феофилакт говорит: "Итак, сначала предвидение, потом предопределение. А званным становится человек по предвидению, т.е. по собственному его произволению (потому что в таком случае все спаслись бы, потому что все призваны), а нужно еще произволение. Итак, сначала предвидение, а потом предопределение".

Господь призывает всех: "Приидите ко мне вси труждающиеся и обремененные", но свободной воли, данной Господом, не нарушает. Ибо от доброй воли зависит или стремиться к спасению и ждать благодати, или желать зла и от благодати отвращаться.

Знай, друже, что наш умишко очень ограниченный, да еще сердце загромождено страстями и мы не можем понять божественного намерения во Святом Писании. Некоторые люди от незнания сущности Святого Писания, утверждают нелепое учение о безусловном предопределении одних ко спасению, а других к погибели; как будто Всеблагий Бог желает кому-нибудь погибели.

Преп. Антоний Великий постился и молился, просил Бога открыть ему, почему одни умирают в молодости, а другие в старости, иные благочестиво живут — бедствуют, а худо живут — благоденствуют. Услышал голос: "Антоний! Внимай себе, а суды Божии не испытывай, они тебе не полезны".