«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Письмо 116

24.1.1956 г.

Один иеродьякон сказал мне следующее: "В воскресенье во время соборного служения на литургии, у иеромонаха ... по принятии Святых Христовых Таин лицо озарилось, как у преп. Серафима Саровского. Я смотрел на него и не мог оторваться от его лицезрения, так мне было приятно глядеть на него".

Этот иеромонах особенного ничего не проявлял; живет просто, большой труженик, ходит на все монастырские работы. Больше ничего не буду писать о нем, пророк без чести в отечестве своем.

Слава, Господи, святому снисхождению Твоему к роду человеческому, ибо Ты так изобильно даешь нам, грешным, благодатные дары свои, во всех церковных Таинствах, а особенно на Божественной литургии в причащении Святых Христовых Таинств, ибо при этом мы соединяемся со Христом. Приступать ко Св. Причащению должны благоговейно, просто, без натяжки, с сознанием своей великой греховности и не смущаться, если когда бывает сухость и хладнокровность. А чтобы иметь умиление, сердечное взыграние и озарение лица, как у упомянутого иеромонаха, к этому стремиться не надо. В этом дело благодати Божией, кому, когда и какие дары Он дает по своему усмотрению.

Письмо 117

28.1.1956 г.

Господь сказал... «Просите и дастся, толцыте и отверзется».

У меня грешного есть устарелая привычка, долго она мучила меня, боролся с ней и просил Господа, чтобы избавиться от нее, но Господь не помогал мне. Читаю книги святых отцов, знаю по теории способы борьбы со страстями.

Святые отцы говорят, что начало страстей происходит так: прилог, сочетание, пленение и страсть. Если отсечем прилог, то за один раз отсечем всю страсть. Но я, по своей немощи и лености, попал в плен страсти, боролся и молился, но не мог освободиться из плена. Однажды так было мне тяжело, сознал свою немощь и бессилие, возопил ко Господу: Господи, помоги мне, немощному, избавиться от сей страсти, и Господь по Своему милосердию помог мне, грешному, через людей, хотя они сделали бессознательно, а я ясно ощутил помощь Божию.

Молился и раньше, но очевидно не искренне и больше было надежды на свои усилия, а не на Божию помощь. Вот Господь и вразумил меня, чтобы я помнил его слова: "Без Меня не можете творити ничесоже".

Слава, Господи, святому милосердию Твоему.

Конец

Рогачева О. А.

Письма о духовной жизни

По благословению епископа Саратовского и Вольского ЛОНГИНА

© Москва. 2005

Содержание

"Отцы пустынники и жены непорочны"

Письма настоятеля Кирилло-Новоезерского монастыря архимандрита Феофана (Соколова)

Архимандрит Феофан — игуменье Горицкого Воскресенского монастыря Маврикии (Ходневой)