«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Преподобнейшая мать Феофания!

Милость Божия да будет с тобою! В письме вашем просите от меня наставления: как отвечать Его Высокопреосвященству за приписание вам от него благословения и за назначение книги в письме, присланном к матери игуменье? Советую: прямо от себя поблагодарить Его Высокопреосвященство; пишите к нему просто, яко ко отцу, без всяких высоких выражений: духовная мудрость проста, но благоприятна; а умолчать не должно, не отнесясь с благодарностию. Также и чрез отца архимандрита благодарить не нужно. Не отчаивайтесь милости Отца нашего Небесного, старайтесь волю Его исполнять; Он все Свои милости вам являет; будьте пред Ним незлобивым младенцем или смиренною грешницею. Когда увидите душевными очами тщетные в себе мысли, тот же час или в ту же минуту прибегните ко Господу, помолитесь втайне, мысленно же говоря: "Господи, даждь мне мысль благу", или другие какие молитвы на отгнание худых мыслей, и так помалу научитесь уменьшать, а по времени и истреблять душевное терние.

Итак, желая вам милости Божией, пребуду вашего преподобия усерднейший всех благ желатель

архимандрит Феофан.

25 марта 1824 года

[Р. 5.] Ежели мать игуменья возвратилась в обитель, объявите мой поклон.

Сестрице вашей и прочим, Амфилохии, Назарете, объявите от меня Божие благословение и поклоны.

Матери Агнии с детьми тоже Божие благословение и поклоны.

Даруй, Боже, всем мирное и любовное между собою житие — сия есть благоприятная Господу жертва.

Правило 52-е, от половины оного: "Да никтоже от родителей дерзнет препинати чадом своим, приходящим к монашескому житию, или отторгати от монастыря, или сего ради отчуждати их наследия, аще же кто обличится сие сотворити да будет отлучен от Церкви, дондеже покается".

Письмо 20

Преподобнейшая мать Феофания!

Милость Божия да будет с тобою! Письмо вашего преподобия я получил, в котором изволите писать, что удостоилась принять страшные святые и животворящие Христовы Тайны; поздравляю вас с сим Небесным Гостем, да даст вам по богатству славы Своей, силою утвердитися духом Его, во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердце ваше(120). Бывайте убо подражателе Богу, яко чада возлюбленная, и ходите в любви, якоже и Христос возлюбил есть нас и предаде Себе за ны приношение и жертву Богу в воню благоухания(121). Не сомневайтесь о спасении своем, по слову Христа Спасителя нашего: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем(122). Вот вам неложное уверение о спасении вашем, когда вы исповедались и причастились Христова Пречистого Тела и Крови Его, то уже стали быть во Христе и Христос в вас. Велия Твоя милость к нам, недостойным чадам Твоим, Владыко Царю Пренебесный: Елицы, бо Духом Божиим водятся, сии суть сынове (или дщери) Божии: не приясте бо Духа работы паки(123) в боязнь, но приясте Духа сыноположения, о Немже вопием: Авва Отче. Самый Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия. Аще же чада, и наследницы: наследницы убо Богу, снаследницы же Христу, понеже с Ним страждем, да и с Ним и прославимся(124). Вот подтверждение о сыноположении нашем и наследии небесном, изреченное Духом Святым с Апостолом Павлом: Господь всем хощет спастися и делает верующих в Него сынами и дщерями Своими и наследниками и наследницами Царствия Своего Небесного(125).

А что я говорил о десяти праведных, то есть ежели бы десять угодили Господу в вашей обители, то и прочим исходатайствовали бы милость Его и жребий со святыми, о сем Господь сказал праотцу нашему Аврааму, что ради десяти праведных и грады спасает(126), кольми паче живущих во обители святой, труждающихся и просящих Его милости спасет.