«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Слава Господу Богу, что мы дождались великого праздника Рождества Христа Спасителя нашего и уже празднуем оный. Таинство оного праздника Святая Церковь нам открывает, в чем оный праздник состоит, как мы слышим: "Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо Превечный Бог". Дивны дела Твои, Господи, какую явил к нам, недостойным, милость, какое снисхождение, какое смирение, сошед с Небес, с высоты славы Своей, благоволил родиться от Пречистыя Девы, во убогом вертепе, а не в царских чертогах. О, глубина богатства, и премудрости, и разума Божия! Яко не исследованы пути Его: Кто бо разуме ум Господень? Или кто советник Ему бысть(127)? Господу Богу чистота души и тела — Престол Херувимский, а не стены испещренные златом, да и нам сказано: Или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть, Егоже имате от Бога, и песте свои? Куплени бо есте ценою. Прославите убо Бога в телесех ваших и в душах ваших(128). А в другом месте сказано: Да не царствует убо грех в мертвенней плоти вашей(129). Вы бо есте церкви Бога жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие(130). Сицева убо имуще обетования... очистим себе от всякая скверны плоти и духа, творяще Святыню во страсе Божии(131).

Итак, желаю вашему преподобию, чтоб жизнь ваша была благоприятная жертва Богу. Он к нам столько милосерд, не гнушается пребывать в нас; какое должно нам благодарение воссылать за все Его великие милости, что Он нас всеми благами снабдил в здешней жизни, да еще превосходнее сего, обещал вечно с Ним царствовать на Небеси, чего вам желая, пребуду вашего преподобия усерднейший всех благ желатель

архимандрит Феофан.

Декабря 24-го 1824 года

Письмо 22

Преподобнейшая мать Феофания!

Желаю вам о Господе радоватися и спастися!

Изволите вы писать, чтоб я написал вам собственной своей рукой несколько строк к назиданию душевному. Спрашивают вас: что за противность Господу чтоб человек себя изнурял пищею, когда все для него создано, и почему пост и всякое изнурение для него так нужны, когда так трудно и малейшее воздержание? На сей вопрос, вам ответствую: Господь Бог управляет вселенной и ежегодно и ежедневно дает пищу всякому животному, но человеку — умному созданию — сколько разных родов пищи приуготовил на земле и в водах? Ему позволено оные употреблять: одна пища для укрепления сил, как хлеб разный, а другая пища для услаждения; но сколько же разного состояния людей и народов, и все должны снискивать себе пищу разными способами, но при всем изобилии для человека еще мало: для того и посты положены, по благоволению Божию от Святой Церкви, чтоб лишнюю пищу сберечь на другое время. А хлебная пища, которая укрепляет человека, не запрещена, и так может человек, в меру употребляя хлебную пищу, и крепок быть и здоров; но ежели принимать от врага мысли, для чего — то, для чего — другое не равно для всякого, то, изыскивая причину, чрез то враг вринет в такую пропасть, что беспрестанно будет ум занимать сими пустыми мыслями; а лучше бы последовали Марии, которая сидела у ног Спасителевых и слушала слово Его, нежели Марфе, пекущейся о лишнем для плоти приготовлении(132). А что мать В. спрашивает: для чего грех смеяться и шутить, для чего надобно, напротив, быть серьезной, что приводит в уныние и тоску, на сие вам ответствую: дела одни бесовские, а другие Божии; ежели хочет быть веселою, то пусть радуется о Господе, пусть благодарит Его за великие милости, что Он делает ее наследницею Царствия Небесного.

Что касается до вас, вы жалуетесь, что не можете утвердить мыслей своих в богомыслии, надобно чаще говорить себе: "Феофания, от кого ты отлучаешься и пред кем ты предстоишь?". И просите Его благость: Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене(133) и после вспомните Давида святого слова: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся(134). Итак, помаленьку успевайте не отлучаться от Господа, а себя представляйте в уме землею и пеплом. Я писал бы еще и более, но за краткостью времени прекращаю сим: будьте смиренны, терпеливы и, претерпев до конца, спасены будете. Святых Тайн и соединения Тела Христа, Сына Божия и Пречис-тыя Его Крове, Бог вас благословит.

Пребуду вашего преподобия усердный доброжелатель

архимандрит Феофан.

27 октября 1825 года

[Р. 5.] Сон О. А. Ф...а. Видел большую книгу открытую, в которой прекрасными литерами были написаны сии слова: "Небесные слова должно на своем собственном пергаменте изображать; адские слова изглаждатъ из сердца: они самый ад; земле дана грамота на владение всего и всех с отчетом. Рассуждение есть самая первая добродетель".

Письмо 23