«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

архимандрит Феофан.

27 марта 1827 года

Р. 5. Посылаю вашему преподобию благословенный хлеб. Благодарю за образа: да благословит Господь труды ваших рук.

Письмо 27

Преподобнейшая мать Феофания!

Милость Божия да будет с тобою!

Письмо вашего преподобия с нарочно присланным я получил, в котором уведомляете о брате вашем, Петре Сергеевиче, что "он в вашем Горицком монастыре в великой болезни, страждущий от ноги, и желает в нашей обители препроводить остальные дни свои", и обще просите: ваше преподобие, сестра ваша, мать Маврикия, и Петр Сергеевич, чтоб принять его в число братства с его человеком для прислуги, по болезни Петра Сергеевича, а потом по посуху и вам с матерью Маврикией привезти его, надевши на Петра Сергеевича сшитое у вас в обители черное послушническое платье. На сие вашему преподобию ответствую: благословляю Петру Сергеевичу послушническое платье надеть и вам с сестрицею с ним в нашу обитель приехать, когда удобно будет; келью внизу приготовим. Даруй, Боже, чтобы он с благодарною душою переносил болезнь! Когда мы грехами своими прогневляем Господа, то должны и болезни яко епитимью нести, по слову святого Апостола Павла: аще и внешний наш человек тлеет, тогда внутренний обновляется по вся дни(157).

Итак, желая вам спокойствия душевного, пребуду вашего преподобия усерднейший всех благ временных и вечных желатель

архимандрит Феофан.

27 апреля 1827 года

Р. S. Прошу привезти с собою ту тетрадь, которую оставили у себя, бывшего Преосвященного митрополита Арсения Ростовского(158) житие и лишение его сана; мне нужна она для справки, а притом должно ее отослать к Моденскому архимандриту Петру: она его, он мне дал только попользоваться, я велю здесь переписать ее.

Матери игуменье мой низкий поклон объявите за усердие.

Ваше преподобие, я уверял вас, что никакого неудовольствия не имею в том, что для угождения Господу сделано, и когда вы в себе находите спокойствие, слава Богу! Да дарует Господь вам оное всегда иметь! А о брате вашем, когда будете здесь, поговорим.

В дополнение к биографии Арсения Мацеевича (из Никольского Карельского монастыря)

По взятии его в 1767 году из Никольского Карельского монастыря в Архангельскую губернскую канцелярию, в которой и содержался, где его допросами теснил тамошний прокурор Василий Васильевич Нарышкин — он много же Арсения страдальца оклеветал, и по его настоянию увезен был в Иркутск и посажен в Вознесенский монастырь; потом за Байкалом в Троицкий монастырь, а оттуда привезен в Нерчинск, а из Нерчинска повезли его в Верхнеудинск; но на дороге, в июле месяце, за 170 верст не доезжая Верхнеудинска, скончался. О кончине его в Москве были "Листочки", изданные от офицера, который при нем был; и привезли его, уже испустившего дух, в Верхнеудинск, поставили в Преображенскую церковь и как важного арестанта, без Указа не смели похоронить; послан был нарочный в Иркутск к губернатору, за 320 верст; до повеления, он в июле около двадцати пяти дней в жару не повредился, и много чудес было. Не один раз ночью кто-то бил в набат, и народ прибегал к церкви, думал, будто церковь горит, но видели над церковью звезду; и потом тело умершего предали земле на общем кладбище, на горе у креста; народ с благоговением провожал; над могилою купец Серебряников сделал каменный голубец, и ныне прекрасная часовня сооружена вдовою Шевелевой. Я, Булдаков, когда был в Сибири, проезжая Верхнеудинск, всегда бывал на могиле у Арсения и служил панихиды. Николай Яковлевич Озерецковский рассказывал Булдакову ибо он тогда был у Нарышкина при допросах: Арсений вместо ответов делал Нарышкину нравоучение и наконец положил на стол медный пятак и сказал: "Возьми, этот пятак тебе пригодится". Нарышкин за сие крайне рассердился, однако сие предсказание сбылось: когда Нарышкин был в Нерчинске заводским начальником и был под судом пять лет, имение его конфисковано за разграбление казенных денег, и он содержался в крепости, получая по 5 копеек на день, где по пятилетнем времени и помер. А когда судили Арсения в Синоде, то он предрек Гедеону, что он паствы своей не увидит, а Амвросию, что на площади убит будет от своей паствы; а Сеченому Димитрию, что рассядется утроба, и все сие исполнилось. А в другом месте о нем пишет: хотя и велено по лишении монашества, одев в крестьянское платье, отвезти в Сибирь, в Верхнеудинский острог, однако он туда не отвезен; а когда послан за ним в Архангельск Сенатских рот майор Таузаков с предложением от генерал-прокурора о взятии Арсения из Архангельска, то отправлен был гвардии офицер Нолкен в Вологду, с тем чтобы, когда неизвестного арестанта туда Таузаков привезет, взять его и отвезти в Ревель к обер-коменданту; и все это производимо было под величайшим секретом.

В Вологде принял его гвардии офицер Нолкен для отвезения в Ревель. В 1767 году привезен был в Москву, где представлен был Государыне весьма тайно, но она с неудовольствием выслушала слова, выговоренные Арсением, тогда же и отвезен он в Ревельскую крепость.

В Сибирь же, может быть, послан был кто-нибудь из архиереев другой, под именем Арсения, и потому в Верхнеудинске почитается Арсением; но в каком бы праведник месте на земле ни был погребен, он прославляется от Бога, и память его бессмертия исполнена.

Письмо 28

Преподобнейшая мать Феофания!

Милость Божия да будет с тобою!

Письмо ваше я получил и присланное Распятие в придел к святому Алексию, человеку Божию. Усердно благодарю за ваши богоугодные труды. Святая Церковь будет приносить бескровную Господу Богу жертву о вашем спасении, пока оная Церковь существовать будет.