«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Милость Божия да будет с тобою!

Письмо вашего преподобия я получил, получил же и два лимона от имени вашего; нижайше благодарю за усердие ваше, но притом скажу вам, что я с чаем их почти не пью, а отдаю, кому рассудится.

В письме своем пишете, что тяжко грустите, но причины, от чего случилось, хотя не упоминаете, но известно, что грусть не от Бога, а от врага душ наших; иго Христово нетяжко, по слову Его святому: Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть(169). Сие Он изволил пречистыми Своими устами сказать, а наложил на вас иго тяжкое враг: должно его свергнуть и последовать учению Спасителя нашего, как Он изволил сказать: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым(170). Попросите Господа, чтоб Он призрел с высоты славы Своея и Божественною Своею силою помог вам очистить сердце ваше от помыслов лукавых. Итак, говорите в молитве: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей(171), и ежели всем сердцем обратитесь ко Господу, Он услышит молитву вашу: Близ Господь всем призывающым Его... во истине(172) сердечной. А себя укоряйте во всяком нетерпении и всякую тонкую мысль против учения Спасителя нашего примечайте и отвергайте молитвою. Вдаваться во вражье внушение опасно: ныне видимого мучения нет, но невидимое продолжается от невидимого врага, и приводит во изнеможение душу и тело, и так наводит сугубое мучение; и ежели будете переносить терпеливо, без смущения, получите сугубый венец от Господа; Он изволил повелеть терпеть всем нам: в терпении вашем стяжите душы вашя(173); претерпевый... до конца, той спасен будет(174).

Желая вам оного, пребуду вашего преподобия усерднейший вашего спасения желатель

архимандрит Феофан.

14 мая 1832 года

[Р. 5.] Терпеть без смущения — благоприятная Богу жертва.

Матери Варсонофии объявите от меня Божие благословение.

Письмо 31

Преподобнейшая мать Феофания!

Милость Божия да будет с тобою!

Письмо ваше с просфорою, с отцом диаконом посланную, я получил, получил же и пред сим присланное ваше письмо, но не ответствовал, потому что скоро должно мне быть в вашей обители. Но как ваше преподобие скучаете от нахождения неприятных мыслей, которые отвлекают вас от любви Божией и детской приверженности к Нему, то сим на письма ваши отвечаю. Хотя вас мысли отвлекают от полезного делания для спасения и угождения Господу, не скучайте пребывать в полезном делании, то есть в памяти Божией, и почаще повторяйте: "Феофания, что ты делаешь, где ты живешь? В земном Небе! И что ты помышляешь? Угодно ли Господу твое душевное жертвоприношение? ...Се, удаляющиеся от Господа погибнут(175)". Потом сказать себе: Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя: яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения(176). И так понемножку когда себя поувещевайте, когда пожурите. Неудивительно, что мысли неполезные вас беспокоят, потому что они вход имели прежде в душу вашу свободный и по прежней привычке вас посещают. А вы полагайте начало: сих гостей не принимать. Ежели будут усиливаться, просите Господа со слезами, чтоб Он Божественною Своею силою подал вам силы на прогнание сих мысленных татей, которые расхищают душевное ваше сокровище. Не отчаивайтесь милости Божией, не унывайте, не смущайтесь, говоря с пророком и царем Давидом: Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой(177). Должно главное иметь намерение, чтобы Господа Бога предвечного и всех тварей Творца всесовершеннейшего, имеющего престол — небо и подножие — землю, вездесущего и все исполняющего, с крайним благоговением хвалить, славословить и благодарить за неизреченные и неисчетные Его милости. Господь Бог, по неведомым Своим судьбам, привел вас в святую обитель в служение Себе, и вы Ему себя поручили, и имя ваше написано на Небесех; сколь Он к вам и ко всем нам, грешным, милосерд: по маловременной жизни обещает жизнь вечную, но где ж? В Царствии Своем Небесном, где водворяются все Небесные и Бесплотные Силы, Херувимы и Серафимы, прославляющие Господа. Еще введены, освобожденные из адских нерешимых уз, все святые, угодившие Господу, и ныне насыщаются видением лица Божия доброты неизреченныя. Мы, смотря на все видимые творения, и ничего совершенно не постигаем премудрости Божией; кольми паче в будущей жизни увидим то, по слову Павлову: ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящым Его(178)? Немного нам здесь пожить, немного потрудиться. Господь немногого от нас и требует, как пречистыми Своими устами сказал: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым(179)

Желая вам оного, пребуду усердный ваш доброжелатель

Кирилло-Новоезерский архимандрит Феофан.