«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Письмо 3

Милость Божия да будет с тобою!

Письмо от сестрицы вашей я получил. Вы требуете вторичного благословения в напутствие ваше. Да благословит Господь Бог путь ваш! По приезде в Киев, увидите мощи прославляемых святых чудотворцев печерских. Вот какое воздаяние потрудившимся и предавшим себя в служение Богу! Сестрица ваша, соверша сей путь, в который вы намерены, пустилась в дальнейший путь, чтоб достигнуть тех обителей, где обитают уже не тела святых, а святые их души. О, блаженная вечность! Труден и долговремен к тебе путь, но воздаяние умом непостижимо! В прежние времена много было усердствующих всякого возраста о спасении своем, но в нынешние времена почитают многие [это] за невозможное дело; иные гнушаются и тех, кои посвятили себя Богу; а другие сожалеют, для чего оставили мир и яже суть в мире. Но кто любит Господа Бога, сие их не беспокоит; они продолжают путь свой даже до дому Божия, где Его присутствие, где славословят Его Небесные Силы и святые угодники Божий наслаждаются Его лицезрением. Жизнь наша, какую мы провождаем ныне, есть только одно мгновение ока; а будущая, конца неимущая, но уже и тлению не подлежащая, однако не нравится, а нравится временная. Нужно прилепиться любовию к Создателю своему и просить Его милости, чтоб просветил и научил нас творить волю Его святую и чтоб не лишил нас вечного блаженства, какое уготовал Он любящим Его.

Итак, желая вам оного, как и сестрице вашей, пребуду усердный ваш доброжелатель

игумен Феофан Новоезерский.

1818 года мая 18-го дня

Письмо 4

Милость Божия да будет с тобою!

За поклон ваш, написанный в письме сестрицы вашей, нижайше благодарю.

На полученное письмо ваше сим отвечаю. В нем вы о себе упоминаете, какую жизнь провождать. Очень хорошо. Даруй, Боже, вам в земное Небо — во святую обитель вступить и на служение Господу Богу себя посвятить во все дни жизни вашей, по слову святого Давида: Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешнычих(183). А что обыкновенная молва говорит, якобы большее искушение бывает в монастыре, нежели в мирской жизни,— от кого же оное искушение зависит? Можно сказать, от нас самих, по слову святого Апостола Павла: не искусиша имети Бога в разуме, (сего ради) предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная(184) — вот от чего нам бывают искушения. Кто велит без нужды ходить по кельям, празднословить, чужие дела пересказывать, осуждать, жаловаться, скучать, унывать, отчаиваться, роптать, злословить других, себя оправдывать, гордиться, тщеславиться, хвалиться, укорять, не примиряться, завидовать, лгать, худыми мыслями заниматься, лениться, не покоряться, противоречить, не почитать старших, а паче настоятельницу, о молитве внутренней не радеть и прочими бесовскими делами заниматься? Такая жизнь, конечно, большее искушение навести может, нежели жизнь мирская; да еще иные на исповеди духовнику, свои недостатки оставя, хотят чужие пересказывать, а о своих согрешениях не признаются пред Богом и не сокрушаются, и приступая к Святым Тайнам, не думают, к Кому приступают и Кого приемлют. Хотя они и молятся, но молитва их в грех бывает, а Причастие Святых Тайн — в осуждение. Итак, мы сами своему искушению виновны. Бог не требует от нас поклонов, когда мы в таком положении, а требует от нас смирения, Сам смирив Себя; послушания, Сам послушлив быв до смерти; терпения, Сам претерпев поругания, биения, оплевания, заушения; требует незлобия, ибо и Сам за врагов Своих молился: Отче Небесный, отпусти им: не ведят бо что творят(185); требует любви, ибо Сам ради нашего спасения, оставив недра Отча, нашу нищету посетил и любви ради душу Свою за нас положил; велит нам пребывать в молитве, говоря: Бдите и молитеся, да не внидете в напасть(186); и Сам к Отцу Своему Небесному приносил молитву. Сверх сего должно нам иметь память смертную, что нам миновать сего нельзя; смерть грешников люта, а честна... смерть преподобных Его(187); по смерти же сказано: да возмется нечестивый, да не видит славы Господни(188); а праведным: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира(189) Ежели таким образом жизнь будем провождать, чтоб угодить Господу, то монастырская жизнь нам будет Раем,— чего получить вам усердно желаю.

Усерднейший ваш доброжелатель недостойный

архимандрит Феофан.

[Без даты]

[Р. 5.] Письмо ваше к вам возвращаю; когда будете в монастыре, чтоб не забывать свое расположение, иногда в нужде и прочтите его.