«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Дщи о Господе, возлюбленная Мария Никитична!

Вчера письмо твое получил, сегодня расположился ответить тебе, видя приближающееся время поста Великого и святого. Блаженна будеши, аще, взыскуя с толиким тщанием покаяния, совершиши оное Богу содействующу и самим делом! Па-мятуя, помни всегда, что не по тому венчает Господь наш Иисус Христос Своих подвижников, как кто начал свой труд о имени Его, но по тому, как кто кончил оный. Блаженна будеши, если с веселием и благим сердцем потечеши светлым заповедей Христовых путем до конца жизни твоей! Веждь же известно, яко не имать враг престати смущати тя, подлагая тебе и прелести мира сего, и помощь плоти, и долготу лет, и всякую ненависть к добродетельному житию. Проразумевай, убо, на всяк час таковую сатанину детель и соблюдай себя, моляся присно(196) избавителю нашему Богу, чисту от всякия скверны плоти и духа. Ниже самую себя возлюбиши паче Бога, ниже царствия мира сего суетного, или упокоения коего-либо или чести ища.

Нищеты да не отвращайся, ниже озлобления, ниже унижения человеческого, ниже иного чесого, еже мниши быти неудобно, и возбранена будеши тещи за Христом; но присно взирай на благая, в будущем веке уготованная, и вся от века помышляй мученики и преподобныя, иже многими поты и труды и бесчисленными кровьми и смертьми сия стяжаша. Трезвися, убо, во всем благою совестию и бодрствуй присно умом, имея неотступного при себе стража: молитву непрестанную и память смертную. Поминай присно, что вся слава мира сего тени не-мощнейша и соний прелестнейша, а и о брашнах(197) написал Апостол, яко добро... утверждати благодатию сердца, (а) не брашны от нихже не прияша пользы ходившии в них(198). Сегодня пели стих на утрене: "На всякое время пост полезен есть, изволяющим и творящим и: ниже бо (может) искушение демонское дерзает на постящегася: но и хранители жизни нашея Ангели люботруднейша с нами пребывают постом очистившимися". Ты, убо, елико можешь, толико и потрудись в посте в наступающую Святую Четыредесятницу Устав же повелевает в понедельник и вторник до среды ничтоже вкушати, а в прочие дни сухоедение хранить. Тебе сей пост, ежели не по силе, по крайней мере, воздержись чаю не пить и масляного не вкушать, а если и чаю не можешь не пить, то пей с хлебом белым, но не сладко; в церковь ходи непременно и тело храни чисто и не обремененно различием ядей(199); храни чисту и душу от помыслов скверных или тщеславных, от осуждения, от гнева, от злопомнения, в свары или прекословия не вдавайся ни с кем: рабе бо Господней, по слову Апостола, свариться не подобает(200), но со всеми буди мирна и кротка. Кротости и смирения паче всего трепещет и боится супостат диавол, но и Господь Сам сказал устами пророка Исаии: на кого воззрю,— глаголет,— токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих(201). Господь, ведый твое желание и к предложению твоему прилагая сущую от Него силу ко исполнению Своих заповедей, да восприимет и обымет, защитит, и да будет ти стена тверда от лица вражия, камень терпения, утешения податель, крепости вина, благодушия снискание, мужества сподвижник, совозлегая и совосстая с тобою, услаждая и веселя твое сердце в скорбях и борениях, Его ради подъемлемых, утешением Святаго Своего Духа! А что ты писала о исповеди моей худости письменно, то, видя твою теплую веру к Богу и ревностное желание послужить Ему и поработать, еще же и искреннюю к моему окаянству о Бозе любовь, не хощу отринуть тебя и презреть, еже возглаголеши! Теперь я, слава Богу, становлюсь несколько посвободнее, принятия кончились. Боже, помози мне, грешному, внимать самому себе! Поминай мя, грешного, в своих молитвах, аз же недостойный всегда тя поминаю.

Грешный Варсонофий

11 февраля 1824 года. Старая Руса

Р. 5. Ты писала со слезами ко мне, а я читать не мог не прослезившись, видя теплую твою веру в Бога. Его же ради глаголю ти: отпустит тебе Господь грехи многи, яко возлюби много, а ему же меньше оставляет, мало любит(202). Господь да сотворит с тобою по первому.

Письмо 2

Возлюбленное о Дусе Святе чадо!

Вчера твое письмо, от 22 февраля писанное, вместе с образом святителя Димитрия получил. Я не знаю, почему так долго шло твое письмо. Иногда письма из С.-Петербурга на другой день получаю. Так, впрочем, Господу угодно, чтоб долго шло твое письмо! Долго шло, потому что много твоей теплой веры заключало в себе к Богу; долго шло затем, что исполнено было до избытка чистосердечным твоим раскаянием во грехах; долго шло затем, что содержало в себе самое глубокое и слезами жены-грешницы, во святом Евангелии упоминаемой, растворяемое смирение твое, потому и оно продолжало путь свой от царствующего града до града Старой Русы стопами тихими. Я говорю то, чадо о Господе любезное, что ты от благого сокровища сердца своего все изнесла, что в нем скрывалось, и положила пред очами моей худости. Полезное для души твоей дело ты учинила, что обо всем откровенно писала ты моей худости; веру же ими, что точию един сердцеведец Бог весть сие, что исповедала ты Ему пред моим недостоинством. Все мы грешны пред Богом и Спасом нашим Иисусом Христом и ежеминутно прогневляем Его благость преступлением Его святой и для нас спасительнейшей воли и нарушением Его заповедей и оправданий, но весть Он, Человеколюбец, яко и плоть носим немощную, и в мире живем коловратном(203) и прелестном, и от диавола выну уловляемы бываем и отовсюду его сетями многокозненными обложены и запинаемы бываем, весть Он, Создатель наш Преблагий и Искупитель Премилосердый, все сие и пребывает паки благ и милостив и милосерд к нам, ежели мы, прогневавши Его благость, паки к Нему возвращаемся с покаянием еже есть, жалеем о содеянных и со деваемых нами лютых [грехах], просим во смирении сердца у Него отпущения, чем преогорчили Его благостыню; молим с зазрением и укорением самих себя, чтоб впредь сохранил Он от подобных преступлений, и сами тщимся всегда памятовать и творить Его заповеди святые, в слове Божием, в Новом Завете и Ветхом или, одним словом сказать, в Библии, нам вместо правила и образца преданные. Добро поучитися присно в слове Божием и в писаниях святых Отцов. Я все сие говорю, что ты доброе дело сделала и душеспасительное, что исповедала свои согрешения Господу и Спасу нашему Иисусу Христу, Единому, имущему власть отпускать грехи, давшему же оное и нам, грешным и недостойным рабам Своим. У всякого есть свои грехи, или такие ж, какие и у других, только менее или более их. Но ежели человек хочет, чтоб враг диавол не имел ни в чем оклеветать его в час смертный, и на Страшном суде Христовом также совершенное получить разрешение от Христа Спаса нашего в грехах своих и благодать Его, во всем ему содействующую, то исповедь должно творить, ни самомалейшего движения плоти и духа, Богу противного, не скрывая пред отцом духовным: что сотворили, или помыслили, или какими именно помыслами более смущаемся. Полезно прочитать писанное в житии Василия преподобного Нового(204), чтоб узнать лучше, как исповедоваться надобно; еще десять заповедей Божиих, приняв во ум, и противу каждой ответ давать и каяться. Объявляя духовнику одни душевные грехи, о плотских же мало касаясь, христианин вредит себе, не понимая, что враг льстит и борет души наши, что и тело наше окаянное также восстает на дух: плоть на дух, а дух на плоть. Дух должен всегда бодрствовать и прилежно назирать за движениями плоти нашей многострастной. Все и помышления сердечные должно исповедовать, отложа всякий стыд, и ничтоже утаить не должно, если желаем принять оставление всецело: ибо, что возглаголеши, то уже раздирается у супостата диавола, писанное на хартиях его, а что утаишь или устыдишься сказать, то останется у него неизглаженным и обличит тя в час смертный, а ежели Господь сохранит тебя чистою, о коль велие благодарение ты воздавать Ему должна! Мыслию, впрочем, невозможно человеку сохраниться и от всякой скверны, исправляется же сие тем, ежели человек, ощутив нечистое движение ума, тотчас оный прилог сатанинский тщится изринуть из помыслов своих и, сотворив молитву Иисусову и крестное знамение на себе, неврежденным остается от змиина яда, и такового человека чистым можно почитать и по помыслам.

Се рех ти, чадо, еже на спасение души твоей! Прочее глаголати тебе оставляю! В воздержании храни меру во всем, а не весьма удаляйся от брашен, притом не все бы видели и знали и пост твой; и угодники Божий, Феодосии Печерский и Сергий Радонежский, ходили с братиею в трапезу и вкушали все, только помалу: и тем и пост сохранили, и утаивали вместе оный, и тело свое делали способным к трудам и подвигам иноческой жизни. И ты, ежели очень строго будешь поститься, то ослабеешь от неедения и неспособна будешь ни помолиться, ни другого чего поделать. И чаю помалу пить можно: Господь тебя благословит! Тебя смутили мои слова, что Христос венчает Своих подвижников не как кто начал, но как кто кончил подвиг свой! Я для того тебе сие сказал, чтобы ты, взыскавши пути Господних заповедей, текла по оному, не озираясь уже вспять до конца жизни своей; только делай все с рассуждением и иди путем царским. Говоришь ты, что немощна бываешь и нездорова? В таком случае давай себе ослабу и отдых; только блюдися, чтоб ум твой памятовал присно на все призирающего Бога, еще исход от жития сего и суд Христов, а когда чувствуешь себя здоровою, тогда и поститься можешь, и постоять на молитве. Господь тебя да благословит и поможет во всем.

Грешный Варсонофий

10 марта 1824 года

[Р. 5.] Сего числа я, грешный, пострижен в иноческий образ. Боже, помози мне!

Письмо 3