«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ты заботишься, что не все исполняешь, что я, грешный, тебе советую исполнять? Господь да приимет сие твое зазирание себя самой вместо исполнения на деле, что потребно на спасение души твоей. Благодари Бога, что Он тебе дарует зрети свои согрешения. Ей, чадо, давала ты обеты, поступивши в монастырь, шествовать тесным путем Христовым. Но не перемена места, а крепкое изволение сердца и неусыпное бдение или трезвение ума нашего, еще Божие содействие, непрестанною молитвою приобретаемое,— вот что наставление дает нам на путь, ведущий к Царствию Христову, и утверждает нас на оном пути, так что мы течем по оному с веселием и благим сердцем, течем и вспять не озираемся. Не спасет нас монастырь и черная риза, ежели, живя среди огражденных стен, мирских не отлагаем обычаев и, нося плачевное одеяние, не хочем ни тела, ни души своей оскорбить чем-либо; но ищем и для тела приятной пищи, и сладкого пития, и многого сна, и всякого упокоения, и для души почитания от всех, и похвал, и знакомства со знатными века сего особами, и веселого с гостеприимными людьми обращения. Бога же ради и Царствия ради Христова, тело потомить алчбою и жаждою, или варом солнечным и студению(256) нощною, либо на святых послушаниях, то есть на монастырских трудах, либо на молитве церковной или келейной, а душу помучить перенесением укоризн и уничижений, от других нам творимых, также скудости и недостачества в вещах мира сего, оставления и как бы забвения нас знакомыми и немилования или по видимому, или по строгому взысканию от высших, или по грубому и гордому с нами обращению равных и низших; уединения в келье и сидения в ней либо на чтении книжном, либо на безмолвном внимании, что есть спасения польза, какие вкореняются в нас страсти, от чего, какая страсть восприяла свое начало и как ее истребить; как умиление сердца и слез источник, как памятование всевидения Божия, по писанному: Предзрех Господа предо мною выну(257), как незабывание исхода от жития сего, суда Христова, Страшного Царствия Его бесконечного и мук нестерпимых вечных, как бы сие все приобресть. Таковыми и сим подобными скорбными вещами, Царствия ради Небесного, получить душу свою и тело не хотим, забывая писанное: иже Христовы суть, плоть распята со страстьми и похотьми(258); и паки: иже хощет спасти душу свою, погубит ю(259).— Ей, чадо, грешим мы пред Богом, ежели, живя в монастыре, тело мирскою покоим негою, и самолюбия души нашей не смиряем печалию, яже по Бозе. Но мы имеем столь благого и человеколюбивого Владыку и Творца твари, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, что Он целует и намерения наши, и обещания венчает, и предложения вместо самих дел приемлет, лишь бы только мы прибегали всегда к Нему с покаянием, еже есть с исповеданием наших пред Ним согрешений, в нарушении Его святых заповедей и наших благих Ему обещаний состоящих. Не отчаивайся, убо, и ты в своем спасении, хотя бы и не все творила, что творить обещала, пришедши в монастырь. Только не ослабевай в изволении своем всем сердцем и всею мыслию служить Христу Богу и понуждай себя на таковое служение, как ты о том известилась или из писаний святых, или от наставников, от Бога тебе дарованных, или примером благочестивых и богобоязливых людей, или своими суждениями, что ты знаешь, как угождать Христу Богу и исполнять Его святые повеления; старайся все то на деле показывать, призывая непрестанно на помощь Самого Христа, и Он не презрит твоего старания или, лучше сказать, нудничества, но придет к тебе на помощь, все легким сотворит и спасет тебя. И праведник седмижды падает, мы же, грешные, надежду спасения своего всю полагаем в едином неизреченном милосердии Христовом и Его заслугах, еще в предстательстве и заступлении Владычицы нашей Богородицы и всех святых. Впрочем, утешая себя надеждою сею, должны мы и самих подвигов касаться, и веру свою делами свидетельствовать. Господь Сам да даст тебе разум о всем и благое произволение, вместе же силу и крепость, как бы тебе соблюстися от скверн мира сего и явитися пред Ним непорочною и по душе, и по телу в день, егда приидет Он воздати комуждо по делам его! Господь, говорю, да поможет тебе стать на тесный путь, как ты обещала, и идти по оному без совращения! Писать ли тебе к родным? Конечно, ты судишь правильно, однако изредка можешь писать, хоть не часто, а пиши, особенно сначала; молись Богу более, чтоб Он Сам научил тебя всему.

Твоего спасения искренний желатель и недостойный богомолец

архимандрит Варсонофий.

20 июня1825 года. Старая Руса

Письмо 19

Прелюбезное о Христе Иисусе чадо!

Мир тебе и помощь Божия!

Получил я от тебя письмо о том, как тебе исправляться. При помощи Божией все возможно; по силе старайся ходить во всех заповедях и оправданиях Господних и обеты монашеского звания и жития присно хранить; но в случае какого-либо падения смиряйся, зазирай себя самою, проси у Господа Бога прощения и, помолясь Богу, паки положи начало благое. Матерь Божия, сия крепкая помощница, да будет ти стена нерушимая, прибежище и покров во всем житии твоем! Епитимьи ты просишь? Друг мой, твори повелеваемое тебе в монастыре — вот и епитимья для тебя! Ибо если понудишь себя на всякую службу Божию и стоять станешь до конца, а после в трапезе читать, или и без того после трапезы займешься послушаниями, то, кажется, не будет тебе часа свободного в сутки. Когда ж тебе исполнять епитимью? Монастырская жизнь и значит не что иное, как непрерывная епитимья. Только исполняй все правила оной жизни. Ходи в церковь, яко елень на источники водным(260), жаждою томимый; стой со вниманием и благоговением, будь ко всем униженна, послушна и беспрекословна; яко младенец, удерживай ум от помыслов неполезных; памятуй, как Сам Господь нас ради страдал, како преподобные матери подвизались мужественно, как, например, Феодора, Евфросиния и иные; держись кельи и безмолвия, прилежи чтению книжному и молитве, сидя в келье, памятуя, помни исход от жития сего и что не токмо за тайные и явные дела, но и за всякое праздное слово и помышление суетное дать надобно ответ. Бесы не дремлют, сии враги наши, но напису-ют все наши мысли и дела, дабы восхитить нашу душу в свою пагубу. Пищи вкушай для укрепления немощного тела, а пресыщения берегись при помощи Божией; даваемые тебе письменные дела исправляй с любовью; ноги береги, как тебе и мать игуменья советует, для церковного стояния; вот тебе и епитимья, еще сохраниши сия, благодатию Христовою, спасешися. Страхования в келье по ночам тебе бывают, конечно, по действу диаволю; читай Евангелие, отходя ко сну, и клади Его подле себя, еще Псалтирь; пред иконами засвечай лампаду; стены и двери все крестным знамением ограждай, и сама, перекрестившись и сотворив молитву, ложись с миром, не думая ничего, и Бог защитит тя и Царица Небесная покрыет тя.

Грешный архимандрит Варсонофий

9 сентября 182 5 года. Старая Руса

Письмо 20

Преподобнейшая мать Варсонофия, прелюбезная о Христе Иисусе дщерь!

Ты просишь епитимьи, что слишком неисправную жизнь препровождаешь? Я тебе еще повторю, что монашеская жизнь не что иное, как непрерывная епитимья. Исполняй все обеты оной жизни, и будет с тебя довольно для угождения Богу. Возлюби Бога паче всякого создания и паче себя самой, и к Нему всем сердцем прилепись, и да не престане-ши, хваля Его и молясь Ему, усты и сердцем, языком и умом. Правила соборного никогда же остави, но с прочими сестрами ходи в церковь Господню к заутрене, и к святой литургии, и к вечерне, и на молитвенное правило, как в вашем монастыре заведено. Все же твои молитвы да будут с сокрушением сердечным, слезами и воздыханием. Плачь пред Богом Отцом, сотворившим нас, и Сыном Его, Иисусом Христом, искупившим нас, и Духом Святым, Утешителем благим, пред Святою Единосущною и Животворящею Троицею по вся дни; не отступай с теплыми молитвами и призыванием на помощь и заступление Царицы Небесной Госпожи Богородицы, Ангела-хранителя и всех святых; да тии все будут тебе помощники в исполнении воли Божией и пособники в несении ига Христова благого и бремени Его легкого и самого Креста Его, даже до последнего твоего издыхания, избавляя тя от всех сетей вражьих; имей всегда ум занят богомыслием и размышлением об исходе от жития сего и како множайшие святые угодили Христу Богу и сподобились вечного блаженства в Небесном Царствии, всем любящим Его от всей души и работающим Ему усердно уготованного. Внемли безмолвию и люби уединение. Старайся более сидеть в своей келье и упражняйся со страхом Божиим или в молитве, или в чтении святых книг, или в исполнении заповеданных тебе дел. Послушлива буди матери игуменье и сестрам, и воли своей отвержися. Блюди опасно, да не един час пройдет в праздности, да некогда обретши монахиню праздну диавол удобь ее уловит греховною сетию; леность бо и праздность начаток есть грехопадениям. Берегись ходить по чужим кельям без нужды, кольми паче собираться на праздные беседы, много бо преткновения бывает от суесловия, якоже свидетельствует Писание: тлят обычаи благи беседы злы(261). Совесть чисту храни, яко зеницу ока; нищету люби паче злата и серебра, и послушание имей беспрекословное, яко помощника, способствующего спасению. В едении и питии буди воздержна, лакомых снедей и пития избегай сколько возможно, но и хлеб и воду, или какие когда готовятся для общей трапезы вкушения, и сии в меру принимай, да не отягчиши чрева многоядением и опивством: не удобна и тяжка будеши к полунощному востанию на церковную молитву, а чрез лакомство бойся, чтоб не восставить в себе каких-либо страстей. Блюди, да не осудиши кого-либо, ниже да посмеешися греху чуждему но, видя согрешающего, помолись о нем к Единому безгрешному Богу, да исправит его и тебя, от грехопадений и искушений вражьих да сохранит! Не говори ничего праздного, или скверного, или хульного, да не изыдет таковое из уст твоих, о нем же бы тебе ответ дати в день судный; кротка же и смиренна сердцем буди: всех вменяй в матери и благодетельницы твои, себя же, аки подножие всем. Ежели услышишь кого боляща, не ленись посетити Его и послужити ему усердно. Пекись прилежно хранить чистоту твою, якоже ныне, по милости Божией, чиста телом и духом, тако и до кончины да будеши. Блюди, чадо мое возлюбленное, да не оскорбиши Духа Божия, живущего в тебе, и да не проженеши Его от себя сластолюбием и плотоуго-дием; паки возглаголю тебе: умертви тело твое и не даждь покоя и ослабы ему, кроме немощи и болезни, но смиряй его, яко осла бесчиннующа, алчбою, жаждою и работою, дондеже представиши душу твою Христу Богу, яко невесту чисту. Блюдися же опасно и от бесовских козней, трезвися, бодрствуя на всяк час; диавол бо не престает, ища поглотити всякого работающего Богу(262), от него же помощь Божия да защитит тя!

На всякий час, не токмо же час, но и каждую минуту должно быть человеку в великой опасности, чтоб сердце, ум, воля, хотение, произволение, память, воображение, мысль, вся душа пленены были в послушание Христово, но и тело не должно оставаться в бездействии; его чувства обузданы должны быть страхом Божиим, чрево стеснено алчбою и жаждою, ноги учреждены хождением на всякие послушания и труды, а первее всего в церковь, и стоянием на славословии имени Божия или на чтении псалмов в келье; хребет — нагибанием на поклоны; колена — пригибанием их к полу при земных поклонах; язык и уста — чтением молитв, псалмов, канонов, слова Божия и писаний святых Отцов; руки — изображением крестного знамения при молитве, при начатии и окончании всякого дела, при вхождении и исхождении всяком, на всяком месте и во всякое время с молитвою Иисусовою и призыванием на помощь Марии, Матери всепетой Христа Бога нашего и святых Его Ангелов и угодников; очи омочены должны быть слезами; грудь наполнена воздыханием — словом, вся душа и все тело, каждая часть по всей силе, должны служить Христу Богу, Ему Единому посвящены, Им Единым заняты: вот возлюбленная о Господе сестра, тебе епитимья! Сохрани сие и спасешися благодатию Христовою! Еще часто поминай в молитвах и мою худость; также твори молитву и о родителях своих и всех ближних рода твоего, аще живых, аще мертвых, поминай живущих и поживших во святой обители ваших матерей и сестер. На тебя нощию сатана страхования наводит? Я писал тебе, чтобы ты, отходя ко сну, ограждала все двери, и окна, и стены, и потолок, и пол, и одр свой крестным знамением, еще легши прочти сколько можешь из святого Евангелия, главу или хоть несколько строк, а буде можешь, то и несколько глав, и, почитавши, клади святое Евангелие подле главы своей; еще лампадку с елеем деревянным возжигай пред иконами, в твоей келье находящимися. Потом перекрестись с молитвою: "Владыко человеколюбче..." или "Да воскреснет Бог...", и иные некие сотворив молитвы, хоть лежа, с миром засыпай. Но поведай о сем и своей наставнице, матери Феофании, и попроси, во-первых, ее святых молитв; а если при всем сем враг не перестанет тебя смущать, то попроси мать Феофа-нию, не позволит ли тебе поначалу спать у ней?