«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Всеусердный твоего спасения желатель и грешный богомолец

архимандрит Варсонофий.

5 декабря 1825 года. Старая Руса

Письмо 22

Возлюбленное ми чадо о Христе Иисусе, преподобнейшая мать Варсонофия!

Ты спрашиваешь в письме своем, друг мой, чаще ли тебе приобщаться Тела и Крови Христовой, или отлагать, когда придут на тебя разные смущения, а особливо гнев ко всем? Я тебе на сие отвечал, помнится, что надобно удерживаться от гнева, приступая к такому великому таинству; но ежели ты, призывая Господа Иисуса и Пречистую Его Матерь на помощь, борешься со гневною страстию и другими смущениями, а они тебя не оставляют, однако ты и в таком случае не отступай от своего благого предложения напитати душу свою и тело Телом и Кровию Христовою; но и в самой борьбе оной приступай смело к Пречистым Тайнам; ибо враг, ежели не прежде, то, по крайней мере, отбежит от тебя, посрамлен, во время литургии святой, на которой ты готовишься принять Святые Тайны, непременно уже тогда отриновен будет огнем, палящим его, от Святых Тайн. Только ты крепись, бодрствуй, мужайся, призывая на помощь Христа Спасителя и всепетую Его Матерь. Како не уведала ты, яко сие от неприязненного врага диавола? Чтоб избыть тебе от гневной страсти, то пред тем временем сиди более в келье и молчанию прилежи, занимаясь приготовлением себя ко причащению чрез чтение молитв и святых книг; также что нужно сделать по келье, например, истопить и убрать ее, дабы самая опрятность в келье, тобою видимая, напоминала и убеждала тебя и душу свою, и всю жизнь вести столь же чисту и исправну.

Еще остается тебе сказать в дополнение к ответам моим на последнее твое письмо. Упоминаешь ты в письме оном, что тебе стыдно сказать, что ты по повелению матери Феофании много поклонов положила пред Богом. Не стыдись, чадо, свои прегрешения исповедать, не говорю пред Богом, но и пред человеками: ведай, что и сие есть кознь диавола. Слово Божие говорит: Праведник сам себе оглагольник(266). Или не ведаешь, что чего здесь не откроешь отцу духовному, или наставнице, или игуменье, то пред всеми Ангелами и человеками на Страшном суде Христовом объявлено будет? Тогда всяко не умолчит клеветник наш диавол. Помысли, убо, который стыд легче перенести, здешний ли — пред одним человеком, имеющим такие же прегрешения, как и ты, а может быть, и большие, или оный всемирный — пред Ангелами и человеками? Притом здешним духовным отцам повелел Господь седмьдесят седмерицею на день согрешающим и кающимся отпущать грехи, без объявления их отнюдь другому кому-либо; а там уже будет один лишь суд и воздаяние, кто что заслужит, живя в мире сем, там не скажет уже никто: иди покайся или Бог простит, впредь точию не твори сего; но кийждо или прославится или осудится,— и не будет уже милующего никого. Какое разнствие! Какая милость Божия к человеку, когда Он старается здесь всякое прегрешение, о нем же срамно б и глаголати, с радостию исповедать духовному отцу или духовной матери! Ей, за сие не токмо не помянутся все прегрешения в час смертный и на всемирном и Страшном суде Христовом, но и паки мил деется Отцу Небесному, паки перстень на руки и сапоги на ноги приемлет и сожитель святых Ангелов бывает. Слава премногому милосердию Христа Бога нашего!

Устал я весьма. Прости, друг мой о Бозе искренний и прелюбезный! Прошу помолиться, чтобы Господь благословил и укрепил меня в служении, назначенном мне при гробе Государя Императора, и возвратил меня здрава и вместе славяща и благо-даряща благость Его о всем в мой монастырь.

Остаюсь искренний твоего спасения желатель и недостойный богомолец грешный

архимандрит Варсонофий.

17 февраля 1826 года. Старая Руса

Письмо 23

Сегодня, слава Богу, дождь небольшой был.

Столько прошло времени, преподобнейшая мать Варсонофия, и я к тебе не писал! Прости, Господа ради. Твое же приветствие со всерадостнейшим праздником Светоносного Христова Воскресения для меня приятно. Благодарю! Твоя радость сего праздника была ослаблена печалию о сестре твоей по плоти, Александре, лежащей в тяжкой болезни. Ты говоришь: "Не могла не сострадать ей"; ты плакала, хоть, впрочем, и представлялось, что ты согрешаешь чрез то, умерши миру и родным. Чувствование доброе! Но если Сам Спаситель прослезился при гробе любимого им Лазаря; если Иаков плакал горько о лишении Иосифа, сына своего; если все сыны Израилевы долго сетовали о смерти Моисеевой; то, кажется, можно послабить несколько и твоей печали о сестре, столь много любимой тобою и так горячо любящей тебя, особенно, что ты в то же самое время и зазирала еще себя, как в грехе довольно не малом. Тебя вражьи искушения пред причащением Святых Христовых Тайн не перестают смущать и доселе. В чем состоят оные искушения? Ты писала прежде, что гнев какой-то ко всем в тебе в это время возбуждается? Я давал тебе совет, после очищения совести своей таинством покаяния воздерживаться от говорения с другими, и ныне тебе говорю то же, чтоб после исповеди ты никуда из кельи своей не выходила, кроме церкви, и ничего ни с кем не говорила, а упражнялась бы чтением молитв ко причащению и других святых книг; на каждом же шагу держала б во устах молитву Иисусову и призывание на помощь и заступление Божией Матери, всяко ум свой собирая в памятование, Кого ты хочешь принять в себя. Других искушений, тебя смущающих и отвлекающих от святого приобщения, не знаю. Господь и Бог наш Иисус Христос Своею благодатию и милостию, молитв ради Пречистыя Своея Матери от всех, какие бы они ни были, да защитит и высшу всех искушений покажет! Благодарю любезного отца И. А., что он в таких случаях тебя ободряет, подавая благий совет, чтобы ты, отложив всю боязнь о своем недостойном прихождении ко причащению, приступала к тому дерзновенно, молясь Богу втайне о оставлении делом, словом и мыслию содеянных пред Ним согрешений. Бог вас да помилует всех! Буди со всеми вами Божия милость и благословение Отца Небесного! Поминайте же и меня, грешного, местом далече от вас отстоящего, но духом очень часто, вам сопребывающего.