«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

"Господи Иисусе Христе, Боже наш, помози нам, грешным, взять победу и одоление на невидимые и борительные враги наши, да беспреткновенно ходяще путем заповедей Твоих, достигнем жизнь вечную! Имаше на милосердие и милость преклоняющих Тя, человеколюбие и щедроты Твоя, яже от века суть, еще Крест и вольную страсть и смерть, юже за спасение рода человеческого претерпел еси, также непрестанные молитвы и неотступные прошения, ходатайство и заступление Пречистыя Твоея Матери и всех святых! Буди, Господи, милость Твоя на нас!"

Мир тебе и благословение! Буди с тобою помощь Божия, во всем тебя вразумляющая и содействующая! Не скорби, любезнейшая! Поминай последняя, то есть смерть, суд, ад и Рай, и Господь поможет и утешит тебя во всем. Читай Ефрема Сирина и Иоанна Златоустого и поминай, что все святые многими скорбями взошли в Царство Небесное. Малы здесь труды, велико воздаяние; скоро проходят печали и увеселения века сего; конца не будут иметь муки и блаженная жизнь по смерти. От всей души желаю и прошу у Господа Бога помощи и заступления тебе. Царица Небесная да будет тебе неотступная хранительница и наставница!

Архимандрит Варсонофий

19 мая 1826 года. Старая Руса

Письмо 24

По письму твоему, преподобнейшая мать Варсонофия, в книгу с моими родителями записал я сестру твою по плоти, девицу Александру, и панихиду в сороковой день ее преставления, что было 15 июля сего, я сам с казначеем и духовником служил после литургии. Поминал на панихиде моих родителей, диакона Иоанна и Ирину, да твоего родителя Никиту и девицу Александру — Царство им Небесное. Без сомнения, больно тебе переносить кончину любимой тобою и любившей тебя сестры, но старайся, чадо, болезнь сию сердца твоего умерять памятованием, что и мы все — земля и в землю отойти должны и что в цветущих летах умирающие и лишаемые наслаждения здешних благ тамо удостоены будут восприятия благ некончаемых. Нам относительно умерших не остается ничего делать другого, как только поминать их при священнодействии и в келье, моля человеколюбца Бога и Спаса нашего Иисуса Христа о оставлении им согрешений, какие они пред Ним от дня рождения до дня скончания сотворили, и простил бы им по Своей благости все то, чем они повинны пред Ним за неисполнение Его святых заповедей и оправданий! Во умилостивлении же Его благости приводить Ему безмерное милосердие и щедроты Его Самого, Яже от века суть, еще Крест и вольную смерть, юже претерпел за спасение рода человеческого, также ходатайство и заступление Пречистыя Его Матери и молитвы всех святых. Даруй, Господи, им и нам Царствие Твое и Причастие неизреченных и вечных Твоих благ!

Теперь прости, мир тебе и помощь Божия.

Архимандрит Варсонофий

17 июля 1826 года. Старая Руса

Письмо 25

Последнее твое письмо, преподобнейшая мать Варсонофия, ко мне было от 27 июня; и теперь, будучи не так занят, хочу что-нибудь с тобою поговорить. Не знаю причины, почему так долго молчишь. В последнем письме ты уведомляла о смерти сестры твоей по плоти, девицы Александры, и замолчала. Неужели отшествие сестры твоей из мира сего так тебя тронуло, что ты ни с кем не хочешь говорить? Я тебе писал, что нельзя не поскорбеть о разлуке с любимыми нами и любящими нас людьми, но когда нам уже их не возвратить и остается только душам их помогать продолжением посильной об них молитве, то лучше заняться молитвою усердною, нежели скорбеть без отрады; тогда польза будет и душам любимых нами особ, и себе получим облегчение в скорби, нас постигшей. Они пошли в страну, куда и мы все должны идти. Они только пошли прежде, а мы еще здесь странствуем, и кто знает, что и мы еще не скоро за ними следовать будем? Ничто так неизвестно, как сие, что мы умрем, но ничто так и небезызвестно, как сие, когда умрем? На всяк, убо, час готовыми быть нам надобно к смерти: аще бы ведал дому владыка, в кий час приидет тать, бдел убо бы и не бы дал подкопати храмины своем(267). Так и мы, поелику неизвестно, когда приидет смерть разорити храмину тела нашего, потому наиболее во всегдашней боязни дни свои провождать должны, что имеем при себе всегда нам приседящую смерть с замахнувшеюся к посечению нас секирою, щадящую же нас, яко неплодных смоковниц, единственно по неизреченному милосердию Божию, запрещающему ей посекать нас во ожидании от нас плодов исправления жизни нашей. Ждах,— говорит Господь чрез пророка,— да сотворит виноград мой, виноград мой возлюбленный плод, и сотвори терние(268).

Вот мы каковы! Господь хранит жизнь и дыхание, и всеми щедротами благодетельствует нам, дабы мы, видя, яко благ Господь, возлюбили Его всем сердцем и послужили Ему всею крепостию душевною и телесною и после сей кратковременной жизни, яко присные Его дети переходили к Нему чрез смерть к восприятию вечных благ, яко нашего наследия в небесной и блаженной Его жизни нам уготованного. Но кто даст главам нашим воду и слезы очам нашим, и будем оплакивать безумие наше и окаянство наше? Мы о усыновлении Божием и о наследии небесном не радим; рабски работаем маммоне и диаволу губителю душ и телес наших, и сею работою еще услаждаемся; сами еще на себя узы сих врагов наших возлагаем, и угодны нам обретаются узы их; видим суету мира сего, знаем кратковременность века сего, но живем как будто никогда нам не умирать. Или собирание богатства, или печаль, для чего мы не так славны, как другие, или попечение о упокоении тела нашего лучшею пищею и приятнейшим питием и сном сладким; или тщания и молвы об одеянии себя и украшении ризами и о пребывании в краснейших покоях — вот в каких суетах проводим мы жизнь свою! С чем же являемся мы на тот свет? Ни веры оправдающей, ни дел спасающих нет, но еще яко ропотники обретаемся пред Богом, ибо когда Господь нас здесь из сожаления о заблуждении нашем Сам восхощет от суетных упражнений обратить на дела, достойные бессмертной души нашей, тогда мы в скудости ропщем, в болезни малодушествуем, в уничижении скорбим, лишаемые чего-нибудь сетуем, алчбы и жажды не терпим, всегда ищем покоя, всегда почитания, всегда увеселения; а Бога ради и Царствия Его ради Небесного ничего понести не хотим. О безумие наше! Святые книги или читаем, но как будто они для других писаны, а не для нас, или совсем не читаем, или, читая их и познавая истину, на время и услаждаемся ими; но или лесть богатства, или печаль века сего паки совращает нас на первые занятия и не дает семени слова Божия укрепляться в сердцах наших и произрастить плоды, ежели не на сто, по крайней мере, хотя бы на тридесять, по слову святого Евангелия(269). Так-то вся наша жизнь проходит, и кого нам обвинять, как не самих себя, если отвержены будем во тьму кромешную?(270) Господь и Бог наш все для спасения нашего сотворил, дал нам разум в познании добра и зла, волю, чтоб в избирании не ошибалась, и совесть и исправляет нас чрез обличение. Сверх сего закона естественного дал нам Бог еще закон письменный, весьма ясно нам сказующий, что есть добро и что — зло. К каждому из нас Ангелов-хранителей приставил; Своею всесильною благодатию и помощию во всем содействует нам. Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся,— пишется во псалмах(271) и паки: Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку его(272). Посылал пророков и Апостолов; не пощадил и Сына Своего Единородного и возлюбленного, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, но за ны предал есть, и ныне нас учит чрез проповедование слова Своего святого пастырями и учителями Церкви.

К довершению всех Своих неизреченных милостей, в создании и искуплении явленных нам, самое легчайшее средство к умилостивлению Своей благости и к принятию нас паки в завет Своей милости по согрешении нашем, даровал нам покаяние. Хотя и согрешим пред Ним когда преступлением Его святых заповедей, известных нам по закону естественному и письменному, но только бы мы немедленно обращались с признанием своей винности к Нему, то и прощает нас и приемлет паки во усыновление Свое, паки творит нас участниками в наследии вечных благ, на Небе нам уготованных.

Что мы в ответ скажем, когда мы, о всех сих Божиих благодеяниях не радев, в час смертный обрящемся творившими на земле волю свою, а не волю Божию, и служившими велиару, а не Христу против обетов, данных нами при крещении, а мы, монахи, и при монашеском отречении? Не сами ли увидим, что мы недостойны наслаждаться лицезрением Божиим и сожитием со святыми Ангелами? Господи, прежде даже до конца не погибнем, спаси ны. Господи, прежде даже не возмеши нас отсюду, подаждь нам образ всецелого покаяния и исправления. Господи, Сам Ты спаси нас, имиже веси судьбами, молитвами Богородицы и всех святых.