«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Очень было мне приятно погостить у вас, однако, мои годы напоминают мне, что свечечка моей жизни уже догорает, скоро погаснет, только маленько подымит и все исчезнет; мы должны помнить, что эта наша жизнь очень скоротечная и подготовка к будущей вечной жизни. Если я с вами здесь не увижусь, верую — в будущей жизни увидимся, ибо мы с вами соединились не телесно, а духовно.

Посылочки ваши я получил, посланные с монахиней Х. и с отцом Х. Пирожки одни других вкуснее, слаще всяких булочных пирожков, ибо услащает расположение и труд. Пожалуйста, впредь ничего не посылайте мне, у нас все есть, живем на всем готовом, а вам там ведь надо все самим приобретать. Помоги вам Господи.

Книжку Макария Великого читай внимательно, ибо он говорит очень глубоко о духовной жизни, его писание можно назвать контролером духовной жизни. Если будешь копаться в своем сердце, тогда увидишь там змия стоглавого; однако не пугайся и не робей, с Божией помощью будешь сокрушать им головы; от внимательной к себе жизни увидишь себя очень худой и немощной, других не будешь осуждать, и увидишь всех хорошими, и на чужие немощи даже не обратишь никакого внимания, и в сердце почувствуешь тишину и мир; по временам будут появляться утешающие слезы.

Сегодня праздник: Вход во храм Пресвятой Богородицы, служба была торжественная, пели на двух клиросах. Погода хорошая, солнце светит; не стерпеть — пойду гулять. Люблю ходить один, люблю природу, куда ни посмотрю, все меня утешает; каждое деревце и каждый кустик, а маленькие птички-то с чириканием летают с дерева на дерево, лапочками повиснут на сучке, что-то клювом берут, и зайчик беленький пробежит и встанет на задние лапки, послушает да поглядит по сторонам и поковыляет вперед. Все это так назидает, просто не удержаться от слез, и во всем видно Божий промысел. Как все прекрасно сотворено, и милостиво обо всем заботится, и ничто у него не забыто. Птички такие маленькие, ножки, точно соломинки, а существуют и кормятся в морозное время. Слава, Господи, твоей премудрости, слава созданию твоему! Благодарю тебя Господи, что нам многогрешным, немощным, иногда даешь приходить в богопознание, это твоя милость. Мы грешные, без твоей помощи, не можем созерцать природу и не приобрести ни единой добродетели; наша свободная воля дана тобою и может только стремиться к добродетели, а приобрести или устоять в добродетели зависит уж от твоей помощи. Одного прошу тебя, Господи, имиже веси судьбами спаси нас грешных.

Письмо 17

21.2.1947 г.

Поздравляю вас с Р.Х. со Святой Четыредесятницей; помоги вам Господи провести оную богоугодно и достигнуть Светлого Христова Воскресения.

Вот теперь у тебя есть книга пр. Варсонофия: заглядывай в нее — она очень назидательная. Вопросы можешь найти в алфавите, что тебя смущает. Посылаю для прочтения небольшую книжицу, в ней изложена система нравственного учения пр. Исаака Сирского: прочти, не торопясь.

Духовная дочь о. Х.Х. мне не пишет. Я рад этому, мне не хочется знакомиться со многими. А ты пиши мне, когда вздумаешь, с любовью отвечу, насколько могу, мое желание, чтобы ты была истинной христианкой, в полном смысле. Курево, конечно, нехорошо, но я более строг к душевным страстям: зависть, злопамятство, высокомерие, лукавство, лицемерие, человекоугодие и сребролюбие, а телесные страсти иногда нас очень смиряют. Горше всего гордыня, ибо дьявол омрачил свою светлость именно гордостью; гордость — изобретение бесовское. Бог даст, когда увидимся, поговорим о душевных страстях.

Стремись, чадо, к смирению и не верь себе, пока не ляжешь в гроб. Не в нашей власти состоит устоять в добродетели, это дело благодати, а благодать хранит именно только за смирение. Лествичник говорит: "Где случилось падение — там предварила гордость". Великое для нас счастье, что мы имеем книги св. отцов, ибо у них подробно говорится о духовной жизни. Конечно, хорошо бы духовную жизнь проводить под руководством духовного наставника, но оскуде преподобные, а без наставника очень опасно руководиться только одними книгами; все равно, как в аптеке, не учившись искусству медицинскому, вместо полезных лекарств возьмет отравляющее. Однако унывать не надо, в основание положим мытарево смирение и Господь по своей благости поможет нам, грешным, и избавит от напастей на духовном пути. А в немощах будем каяться, ибо все подвижники благочестия держались за смирение и покаяние.

Великий старец Паисий Величковский тоже тужил, что нет наставников, но он, как опытный в духовной жизни, советовал руководствоваться просто с единомысленными; беседовать и вместе читать святоотеческие книги. Так, что ваш кружок очень полезен, ибо тут бывает обмен мыслей. Смущаться не надо, если когда и выйдет разногласие, оно бывает даже и у подвижников: Бог один, а идут к нему с разных сторон. В таких случаях очень дорог и полезен единомысленный собеседник. Пр. Серафим сказал: "Если хочешь себя расстроить, поговори с человеком другого устроения", на опыте так и бывает. Иногда с одним человеком говорить — просто отдыхать, а с другим говорить делается тяжело; хоть спор с ним — не находится, что и сказать ему; думаешь, как бы скорее ушел.

У тебя есть "Добротолюбие", 2-ой том; прочти там пр. Исихия, слово о трезвении и молитве. Очень хорошо изложена борьба с помыслами; я часто заглядываю туда, просто не оторвешься и никогда не надоест читать ее; она очень воодушевляет, хотя и не исполняем его советы, все же полезно знать суть духовной жизни.

Вот сколько написал тебе, хоть не складно, но да ладно. Храни вас Господи!

Письмо 18