«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Христос посреди нас!

Поздравляю вас с принятием Св. Христовых Тайн. От исповеди у отца X. получила смущение; что делать, потерпи, не унывай. Белое духовенство всегда как-то требует от монашествующих строгих подвигов; в сущности, инок отличается от мирян только безбрачием, а в остальном и миряне должны и обязаны жизнь вести такую же, т.е. по заповедям. Заповеди Господни общие для всех. Иноки удалились от мира именно для того, чтобы удобнее исполнять заповеди Господни. В данное время, конечно, монастырская жизнь потекла по другому руслу, по причине мировых событий. Ревнующим о духовной жизни приходится приспосабливаться к этой жизни внешне, а более всего надо обратить весь свой труд на внутреннее делание. Св. апостол Павел говорит: "Телесное бо обучение в мале есть полезно, а благочестие на все полезно есть" (1 Тим. 4, 8).

У св. отцов я нашел три пророчества о последних иноках, а епископ Игнатий (Брянчанинов) полагает, что мы последние иноки. "Последние иноки иноческих дел не будут иметь; постигнут их искушения и напасти, и которые иноки перетерпят их, таковые будут выше нас и отцов наших". Конечно, мир этого не может знать, ибо он знает и любит одну только внешнюю показность.

Спрашиваете, как вам поститься? Слово о посте очень пространное. Я напишу кратко. Мы должны иметь послушание Церкви, что она заповедала, исполнять в точности. Если по немощи, как человецы, что не исполним,— укорить себя и каяться. Св. Диадох пишет: "Пост, как орудие благоустрояющее, хотящих к целомудрию, иметь цену, но не перед Богом". Св. Церковь воспевает на 1-ой неделе Великого Поста в понедельник вечером: "Истинный пост есть злых отчуждение, воздержания языка, ярости отложения, похотей отлучения, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный". Ученый муж, величайший аскет, преп. Кассиан, пишет так: "Ибо если мы будем поститься на том основании, что будто грешно употреблять пищу, то не только не получим никакого плода от воздержания, но еще, по апостолу, подвергнемся тягчайшему обвинению за нечестие, потому что будем удаляться брашен, которые Бог сотворил для ядения с благодарением верным и познавшим истину; ибо всякое создание Божие хорошо и ничего не гнусно, если приемлется с благодарением (1 Тим. 4, 3); ибо кто что считает скверным, тому то и скверно (Рим. 14, 14). Потому никто не был осужден за одно употребление пищи, и если ядущие осуждаются, то это потому, что с употреблением пищи соединяется, или последует за оным предосудительное».

Относительно богатых людей, которые не хотят платить вам деньги, умудряйся сама, и с Божией помощью решай на основании св. Писания. Умудри вас Господи. Напрасно себя смущаете и думаете, что есть у вас какой-либо грех неисповеданный. Смертные грехи только те, которые сознаете и не каетесь.

Еще пишете о снах, что читали у св. отцов: "Если повторяется, то это правильный сон". Снам верить не надо. Преподобный Варсонофий Великий пишет: "Тот, кто один раз явился ложно, может сделать еще и три раза и более" (ответ 415). Посылаю выписки о сновидениях. О кресте, виденном вами во сне, пугаться не надо или ждать каких-либо скорбей. Верь, что без Божией воли ничего с нами не может быть. Вы все пугаетесь и ждете каких-то неприятностей. Этот ваш страх телесный есть крест ваш, помоги, Господи, нести его терпеливо. Хорошо, что уклонилась от осуждения Х. Помоги ей, Господи, ибо ее годы скользкие.

Вычитывание акафистов и 600 молитв хорошо, только чтобы было не на ветер, а внимательно.

Ненависть к Х. и ее родным — старайтесь с Божией помощью искоренить эти неприятные чувства.

Поздравляю со Светлою Четыредесятницею, помоги, Господи, провести оную в христианском благочестии.

Письмо 33

14.4.1948 г.

Мир ти и Божие благословение!

Не унывай, бодрствуй, молись Господу и проси его помощи. Если когда и грубенько скажешь х-у,— что делать, не малодушествуй. Ведь ты не ангел, человеку свойственно и разгневаться; все же старайся нести ее немощи и Господь понесет твои немощи. Не смущайся, что нападают иногда помыслы плотские, это естественно; одна благодать Господня только может освободить от них, однако знаю — они будут напоминать о себе даже до гроба, и старость не свободна от них.

Да, духовная жизнь сложная, она требует глубокого смирения, рассудком ее не поймешь, а постигается только опытом; кто старается жить по совету св. отцов. Если кто спросит у тебя совета, отвечай что знаешь, но предварительно помолись внутренне и расположись на волю Божию, говори просто, не мудрствуй, не старайся повлиять; если на пользу, благодать Божия это сделает. Х. духовно младенец; ее надо кормить молоком. Что она говорит, выслушивай терпеливо: когда она все выскажет, ей сделается легче. Скажи ей, чтобы она не обращала внимания на других и не следила бы за их недостатками, ибо каждый человек сам за себя даст ответ Богу; пусть они сами разбираются в своих делах. Такой заповеди нет, чтобы требовать от других любви и исправной жизни. Пусть позаботятся о других те, кто поставлен на это промыслом Божиим.