«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ты все пишешь о своих скорбях и о своем внутреннем расстройстве. Знай, что иначе и быть не может в сей временной жизни, и не доискивайся, от кого и через кого они приходят, ибо без Божия попущения они не бывают. Если и волос с головы не погибнет, то тем более покровительство Божие над человеком, и еще сказано: "В терпении вашем стяжите души ваши". Я и раньше тебе писал, в скорбях одно средство: молитва и терпение.

Во время скорби жди мирного устроения, а во время мирного устроения жди скорбного. В этой временной жизни — мирное и скорбное переживание чередуются. И святые Божии люди не были свободны от этих переживаний. А ты хочешь найти какую-то новую стезю, чтобы миновать тяжелые переживания, так не бывает. Ведь тебя площадною бранью не ругали и по щекам не ударяли? Вспомни-ка терпение Богочеловека: биение по щекам, тростью по голове, плевание в лицо и разные насмешки, и это все терпел ради нашего спасения. А мы ради своего спасения не хотим потерпеть и малых человеческих неприятностей.

Пишу и краснею, других учу, а сам кругом виноват, все же не отчаиваюсь, уповаю на благость Божию, что Он спасет Своею милостью мя нерадивого.

Прости за краткость письма. С любовью во Христе.

Письмо 70

27.2.1953 г.

Письмо болящей

Заступнице усердная, Мати Господа Вышнего...

... Ты писала, что ты недостойна моего расположения. Но ни суд Божий и ни суд человеческий, перед Богом, может быть, я недостоин твоего расположения ко мне, грешному.

Вот по Божией милости тяжелая операция прошла благополучно. Теперь чувствуешь себя очень тяжело, что делать? Приходится терпеть с расположением на волю Божию.

Будем молиться так: "Ты, Господи, сердцевидче, знаешь нашу человеческую немощь, скорби и нужды раньше нашего прощения, и веруем, что и волос с головы не упадет без Твоей воли. Благоволи дать нам жизнь нашу прожить по Твоей воле, ибо мы, грешные, не знаем, что нам полезно".

У меня ноги мои сдали, обе болят. Ты посмотрела бы, как я утром встаю, точно младенец, который только что учится ходить, потом раскачаюсь и хожу; служить затрудняюсь, причащаюсь в алтаре. Все же пока бодрюсь, ко всем службам хожу, только приходиться все больше сидя слушать службу и молиться. Впрочем, св. отцы сказали, если и сидя по нужде молишься внимательно, Господь принимает твою молитву, а если и стоя молишься, но рассеянно, Господь не внемлет такой молитве. Ибо внимание — душа молитвы (Варсонофий Великий, 506) .

Может быть, летом приедешь к нам, тогда поговорим о едином на потребу, а если умру, посети могилку мою, и помолись о упокоении грешной души моей.

Призываю Божие благословение, храни вас Господь и Царица Небесная.