«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Письмо инокине

Христос посреди нас!

Твое почтенное письмо получил, прочел с любовью и порадовался, что ты ревнуешь о молитве. Бог благословит — трудись, ибо молитва в духовной жизни — главное делание: однако знай, насколько она высока и полезна, настолько и достается дорогой ценой, т.е. большими трудами. Преподобный Агафон сказал: "Ничего нет труднее, как молиться Богу, и молитва до последней минуты жизни требует борьбы". А чтобы она шла успешнее, постарайся, насколько сможешь, исполнять три условия: иметь чистою совесть к Богу, людям и к вещам. К Богу старайся исполнять евангельские заповеди, к людям, чтобы не осуждать и не враждовать, к вещам — пользоваться не пристрастно. Это приготовительные условия.

А упражняйся в молитве так: в уме не надо представлять Бога и Богородицу или святых, ум заключай в слова молитвы и внимание держи в верхней части груди, ибо внимание — душа молитвы. На сердце не надо нажимать вниманием, если будет внимание в груди, тогда и сердце будет сочувствовать. К умилению и слезам не надо стремиться, а когда это само по себе придет и теплота сердечная, то остановись на этом, пока это не кончится: думать не надо, что что-то великое получила. Это бывает естественно от сосредоточения, но это не прелесть.

Вот что еще скажу, на всякий случай: хоть у редких и редко бывает, слезы польются просто струей, люди все покажутся просто святыми, врагов нет, теплота пойдет по всему телу, но не кровяная, а особенная, благодатная, так, что на ногах не устоишь, надо садиться или ложиться. Это посетил небесный гость, тот только и знает, кто сам это испытал, посторонним непонятно. В молитве подражай евангельской вдовице (от Луки, 18, 2).

Бывают сухость, леность, наплыв мыслей, скорби и от людей клевета и другое многое, но это все пройдет с Божией помощью, только не унывай. Не верь себе, пока не ляжешь в гроб: имей смирение и никого не осуждай ни в чем. Ведь были такие подвижники, которые видели славу святых и такую имели благодать от Бога: творили чудеса, возложением рук исцеляли больных. Люди прославляли их и они возмечтали о себе дьявольской гордостью, благодать отошла от них и они вели жизнь распутную на посмешище людям. Не удивляйся, что страсти сидят в тебе; они напоминают, что мы человецы и смиряют нас; бойся самомнения и дьявольской гордыни. Еще знай, что устоять в добродетели зависит не от нас, а от благодати Божией, а благодать хранит за смирение. Преп. Исаак Сирский говорит: "Если трудишься в какой добродетели и не видишь плода и успеха, не дивись, ибо Господь дает дарование не за труд, а за смирение".

Без смирения никакой добродетели быть не может. Я по своей духовной слепоте не знаю молитвенников и не могу тебе указать. Молись сама, ибо Господь дает молитву молящемуся, если будет у тебя хоть некоторый молитвенный навык, тогда и тиканье часов не будет мешать, но время определить нельзя, может быть пройдут годы. У юноши Георгия в Добротолюбии упомянуто особенное упражнение в молитве. Ты упражняйся общими правилами, которые я тебе хоть кратко указал. К схиме не стремись, она не прибавит тебе духовного преуспевания, или тебе интересно напялить одежду с крестами. Старайся о едином на потребу, а остальное все приложится.

В Киеве был такой случай: были похоронены схимник и послушник; когда открыли их гробы, то на послушнике оказалась схима, а на схимнике послушническая одежда. Вот тебе и схимник! Недостойно ты, бедняга, носил схиму, послужила она тебе не на спасение, а на осуждение. Пишу эти строки и краснею: ведь я тоже схимник. Увы, не послужила бы она мне тоже во осуждение! Однако не отчаиваюсь, Господь милостив, знает нашу немощь и схимнику дал покаяние. Слава Господи, святому милосердию Твоему!

Прошу св. молитв твоих о моем убожестве.

Письмо 79

7.2.1954 г.

Письмо инокине

Твое длинное письмо получил и прочел с любовью. Порадовался твоей перемене в жизни. Пресвятая Богородица чудесным образом поставила тебя на истинную дорогу, которая ведет в вечные обители, даже приютила тебя под свой покров; глубоко верь, что она поможет тебе в горькие минуты твоего переживания, ибо в этой жизни постоянства нет, но как в воздухе бывают перемены. Как упражняться в молитве, я писал Х., прочти в письме, в котором я писал ей. Советую тебе, но не как закон или повеление, а просто совет: ежедневно читай «Богородице Дево, радуйся..» 12 раз, и 33 раза Иисусову молитву, только старайся читать со вниманием молитву, ибо внимание — душа молитвы. От трех условий, о которых я писал тебе, душа воспитывается в духовной жизни. Особенно важно оставить свою волюшку позади себя, да и нелегко это сделать, но зато могущественное врачевство против дьявольской гордости. Гордости свойственно настаивать на своем в разговоре, чтобы его всегда был верх; другому подчиниться не может, упорно отстаивает свои мнения.

Вот святые отцы сами прошли этим путем и оставили нам в руководство эти условия. Именно только этими условиями и приобретается внутренний душевный мир, и такой человек, где бы он не жил — везде будет мирен. Св. архиепископ Феофил посетил однажды гору Нитрийскую и пришел к нему авва горы. Архиепископ сказал ему: "Какое делание по твоему опытному сознанию есть высшее на иноческом пути?". Старец ответил: "Повиновение и постоянное самоукорение". Архиепископ сказал: "Иного пути, кроме этого, нет".