«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Кончаю писать о молитве, трудись в молитве, Господь даст молитву молящемуся. Аминь.

Письмо 81

Гимн 7 св. Симеона Новаго Богослова я читал. Там описана высшая духовная созерцательная степень, которая дается человеку по благодати Божией, по очищению сердца от страстей; и для твоего ограниченного умишки они непонятны. Св. отцы пишут: "Если кто не очистил свое сердце от страстей и стремился к созерцанию, таковых постигает гнев Божий". Не советую тебе читать гимны св. отца, ибо не полезно тебе: читай книги о деятельной жизни и очищай свое сердце от страстей, когда очистится сердце от страстей, тогда будет понятна и созерцательная степень.

При чтении гимнов св. отца ты удивляешься, "как возможно было изведать и написать неизъяснимое?". Когда человек по Божией благодати озарится свыше единением с Господом, тогда Господь открывает человеку свои божественные тайны, и плотскому нашему умишку непостижимо: будем читать, а в сущности не можем понять. Ты советуешь мне беречь этот гимн в сердце своем как некую тайну. Конечно, я недостоин такой высокой степени созерцания опытом в чувстве сердца, все же при чтении Добротолюбия в 5 томах, понимаю эту степень, насколько может вместить мой ограниченный ум, ибо в них это хорошо объяснено, только в другом порядке, чем в гимнах преп. Симеона.

Не так давно я прочел книгу, перевод с греческого Каллиста Катафилиота, о божественном единении и созерцательной жизни. Во всей книге только и говорится о созерцании и единении с Богом подобно гимнам преп. Симеона.

Письмо 82

28.4.1954 г.

Святая церковь поет "Очистим чувствия и узрим"; кратко сказано, а какая глубина в этих словах. Ибо они относятся к двум устроениям человека: к деятельному и созерцательному: если кто с Божией помощью очистит сердце от страстей: гордости, тщеславия, лицемерия, лукавства, гнева и прочих страстей, тогда такой человек по благодати Господа приходит в первобытное состояние, каким был сотворен Адам. Да, эта степень святых Божиих людей. Ибо без деятельной жизни не может быть созерцательной, не напрасно же святые отцы восставали на себя, аки на врага.

Святые отцы опытом прошли эти две жизни, деятельную и созерцательную, и оставили нам свое наследие в своих богомудрых писаниях. И их писание одним умом вполне понять нельзя, а понимается жизнью.

Письмо 83

1.7.1954 г.

Очень печально слышать, что священники учат своих духовных чад во время молитвы в уме представлять образ Спасителя или Божией Матери или какого святого.

Такой способ молитвы неправильный, даже вредный. Знаю, что которые так молились, повреждали свои головы и ходили лечиться к докторам.

Скажу кратко, как должно молиться на основании богомудрых св. отцов. Ум надо заключать в слова молитвы и внимание держать в верхней части груди, ибо внимание — душа молитвы. На сердце нажимать не надо вниманием, если будет внимание в груди, тогда и сердце будет сочувствовать. Когда появится умиление и теплота сердечная, думать не надо, что получил что-то великое. Это бывает естественно от сосредоточения, но не прелесть. Все же от благодати Господь дает некоторое утешение молитвеннику.