Оптина пустынь и ее время

Упоминая о причащенш св. Таинъ, говорите:

«Но если на мое окаянство назритъ Господь, то едва ли и когда нибудь буду я допущенъ къ причащетю отъ источника безсмертая. Увы мне! рабъ лукавый и ленивый есмь, и потому добыча ада и смерти!»

Ответь:

Считать себя достойнымъ — признакъ недостоинства. Василш Великш, iоаннъ Златоусгъ говорятъ: «Вемъ, Господи, яко недостойне причащаюся»… «Несмь достоинъ, Господи, да внидеши подъ кровъ души моея»…

Письмо 5

«Однако не подобаетъ намъ отчаяваться (не сущимъ яко же быти подобаетъ). Это зло, потому что ты этимъ согрѣшилъ, человѣкъ. Что же ты Бога прогнѣвляешь, и отъ своего неразумiя немогцнымъ вменявши Его. Разве не можетъ спасти твою душу, сотворившш толикш мiръ ради тебя. Если же говоришь, что и это послужить мне къ осуждешю, какъ Его снисхождеше, то покайся и пршметъ покаяше твое, якоже блуднаго и блудницы. Если же и этого не можеши, но по навыкновешю согрешаеши, хотя бы этого и не хотелъ, то имей смиреше, яко же мытарь, и довлеетъ и этого для спасешя. Ибо непокаянне согрешаюгцш и не отчаяваюгцшся вынужденъ считать себя хуже всей твари и не дерзаетъ осудити или укорити кого–либо, но больше дивится человеколюбт Божiю, и благодарнымъ къ Благодетелю пребываетъ и иная многая благая имети можетъ. Если и дiаволу въ согрешеши повинуется, но ради страха Божiя преслушаетъ врага, понуждаюгцаго его къ отчаяшю и отъ сего часть Божiя есть». (1 Добр. Петръ Дамаскинъ), и еще о томъ: «о еже яко велiе благо есть истинное покаяше: если кто захочетъ, опять полагаетъ начало покаяшемъ. Палъ ли, говоритъ, возстани; если снова палъ, снова возстань, отнюдь не отчаявайся о своемъ спасеши, если что–либо и будетъ. Не предавай себя волею врагу и довлеетъ тебе терпеше cié съ самоукорешемъ во спасеше».

«Ты же отнюдь не отчаявайся, не ведая Божiей помощи, можетъ бо, что захочетъ сотворити, но уповай на Него и одно изъ сихъ сотворитъ тебе: или некшми искушешями, или другимъ образомъ, ими же Онъ весть, устроитъ твое исправлеше, или пршметъ твое терпеше и смиреше вместо дЬлашя, или инымъ образомъ, его же не веси, по уповашю соделаетъ человеколюбиво, чтобы спасти бездерзновенную твою душу; но только не оставляй Врача, т. к. за оставлеше люто потерпишь двойную смерть за неведЬше сокровеннаго Божьяго намерешя».

Кажется, cié должно васъ возставить отъ рва отчаяшя. Я напомнилъ Вамъ, что смущеше Ваше происходить отъ духовной гордости. Св. Дороеей говоритъ: «Если страсть и досаждаетъ намъ, мы этимъ не должны смущаться, потому что это смущеше происходить отъ безумия и превозношешя, а также отъ неведЬшя (незнашя) своего устроешя и отъ уклонешя отъ труда, какъ сказали отцы» (Авва Дороеей).

Желаю вамъ умудряться въ духовныхъ браняхъ, познавать козни вражтя, и болѣе всего смиряться. Смиреше есть сильнѣйшее оружте противъ врага и его стрѣлъ.

Да укрѣпитъ васъ Господь на брани сей, и да увѣнчаетъ въ день онъ, а теперь не ищите въ себъ воздаяшй: смиренный не видитъ себя того достойнымъ, а предъ Богомъ великъ.

Святые имѣли себя хуже всей твари въ своихъ помыслахъ, а Богъ ихъ прославилъ.

Письмо 6

«Слава Богу, даровавшаго Вамъ съ жизнью и возможность пользоваться благами оной. Чувствуя неисповѣдимую благость къ щедротамъ Его, должны стараться, исполнешемъ святыхъ Его заповѣдей, стяжать любовь Его по слову святыхъ устъ Его: «Любяй Мя, заповѣди Моя соблюдаете» (iоан. XIV, 23).

Вы жалуетесь на недосуги, на волны житейскаго моря, и на невозможность, какъ бы слѣдовало, заняться своею душею. Но въ житейскихъ волнахъ при общеши съ людьми дается намъ средство къ заняттю своею душею, т. е. исполнешю заповѣдей Божшхъ. Какъ же мы ихъ исполнимъ, не имѣя съ людьми общешя?