Оптина пустынь и ее время

Читайте отечесыя книги, но более дЬятельныя, потому что при вашемъ устроенш умозрительныя могутъ принести больше вреда, чемъ пользы. А изъ деятельныхъ вы будете познавать свою немощь и смирять свое сердце, и тогда Богъ призритъ на васъ и пошлетъ Свою помощь къ исполнешю Его воли.

А то хоть весь разумъ Писашя будете иметь, но съ самомнешемъ никакой пользы не обрящете. Ибо врагъ умеетъ строить подсады и прельщать таковыхъ мнимымъ утешешемъ, какъ онъ является и во образе Ангела светла (2 Кор. 11,14), такъ и въ мысленныхъ и душевныхъ дЬлашяхъ производить свои действiя, отъ которыхъ да избавить Васъ Господь (I Тим. 2, 4).

Господь печется о тваряхъ Своихъ и промышляетъ по премудрому Своему промыслу и предведешю, кого наказуетъ, и кого награждаете. Судьбы Его намъ непостижимы.

Письмо 7

Вы пишете, что при чтеши духовныхъ книгъ вы приходите въ уныше, чрезъ то, что понуждая себя на постъ, бдЬше, молитву, думаете, что делаете это, сами не зная для чего, а надо делать это изъ любви къ Богу, а этой любви въ себе не ощущаете. Когда мысль ая отходить, и занимаетъ другая, и страсти одна другой передаютъ ваше бедное сердце, и просите моего совета.

Отвѣтъ: Чтеше отеческихъ книгъ очень нужно и полезно къ познашю воли Божiей, ибо отцы исполнили Слово Божiе, переданное намъ въ Писанш и прошли его дѣятельной жизнью и оставили примѣръ въ своихъ учешяхъ. Если вы читаете только слово Божiе, не читая отцовъ, то, не зная образа жизни и борьбы, думаете, что можете его исполнить и не смиряетесь.

А читая отцовъ, вы стремитесь исполнить написанное, но не достигая ихъ мѣры, познаете свою немощь и смиряетесь и получаете милость Божiю, которая особенно на смиренныхъ простирается.

Въ Отечникѣ написано:

«Брать вопроси старца, глаголя: что сотворю, яко чту писашя отецъ и не творю? Отвѣща старецъ: Чтя словеса отечесгая и не творя, смиряется и получаетъ милость Божiю, а не чтя не смиряется и не получаетъ милости Божiей».

Посему не малая польза читать дѣятельныя ихъ поучешя.

Исполняемыя вами тѣлесныя дѣлашя, «сами не зная для чего» — невѣрно, а совершаете это изъ любви къ Богу, но несовершенной, но какъ зародышъ малый въ сердцѣ имѣя, отъ вѣры происходящей.

Читая слово Божiе и примѣры жизни отцовъ, побѣдившихъ страсти и достигшихъ любви Божiей, вѣруемъ сему и понуждаемся исполнять прежде дѣяшя тѣлесныя и показать дѣломъ любовь къ ближнему.

Когда совершаемъ это правильно, со смирешемъ, то переходимъ къ видѣшю, получаемъ душевное утЬигеше и любовь Божiя (къ Богу) показывается намъ явственнѣй.