Оптина пустынь и ее время

Прибывъ въ Оптину, Александръ Михайловичъ засталъ при жизни самый цветъ ея монашества: такихъ ея столповъ, какъ игуменъ Моисей, старцы Левъ (Леонидъ) и Макарш. Начальникомъ скита былъ равный имъ по духовной высоте iеросхимонахъ Антошй, брать о. Моисея, подвижникъ и прозорливецъ.

Кроме нихъ, среди братш было не мало выдающихся подвижниковъ: 1. Архим. Мельхиседекъ, древнш старецъ, въ свое время удостоенный беседъ съ свят. Тихономъ Задонскимъ.

2. Флотскш ¡еромонахъ Геннадш, подвижникъ, бывигш дважды духовникомъ Императора Александра 1–го.

3.iеродДаконъ Мееодш, прозорливый, лежавшш 20 летъ на одре болезни.

4. Бывигш Валаамскш игуменъ Варлаамъ, имевгиш даръ слезъ и добродетель крайняго нестяжашя. Приходили воры. «А васъ, батюшка, воры обокрали?», спросили его. «Что же красть–то? Щепки что–ли?!», улыбнулся старецъ. Онъ былъ сотаинникъ преп. Германа Аляскинскаго, въ юные ихъ годы на Валааме.

5.iеродiаконъ Палладш. Тоже нестяжатель. Созерцатель. Знатокъ церковнаго чиноположешя.

6.iеросхимонахъ iоаннъ. Изъ раскольниковъ. Незлобивый. Съ детской простотой. Съ любовью давалъ советы. Всеми любимый.

7.iеромонахъ Иннокентш — духовникъ старца Макарiя. Любитель безмолвiя, и друпе.

Вообще все иночество подъ руководствомъ старцевъ носило на себе отпечатокъ духовныхъ добродетелей: простота (нелукавство), кротость и смиреше — были отличительными признаками оптинскаго монашества. Младшая браття старалась всячески смиряться, не только передъ старшими, но и передъ равными, боясь даже взглядомъ оскорбить другого и при малейшемъ поводе немедленно просили другъ у друга прогцеше.

Въ такой высокаго духовнаго уровня монашеской среде оказался новоприбывшш молодой Гренковъ.

Сначала онъ жилъ на гостинице, переписывая для старца Льва книгу о борьбе со страстями: «Грешныхъ Спасете».

Въ январе 1840 года онъ перешелъ жить въ монастырь, пока еще не одеваясь въ подрясникъ.

Въ это время шла канцелярская переписка съ епархiальными властями по поводу его исчезновешя и еще не последовалъ отъ калужскаго архiерея указъ настоятелю Оптинскому о принятш въ обитель учителя Гренкова.

Въ апреле 1840 года, Александръ Михайловичъ Гренковъ былъ, наконецъ, одетъ въ монашеское платье. Онъ былъ некоторое время келейникомъ старца Льва и его чтецомъ (правило и службы). Работалъ на хлебне, варилъ хмелины (дрожжи), пекъ булки и былъ здоровъ.

Затемъ въ ноябре 1840 года его перевели въ скитъ. Оттуда молодой послушникъ не переставалъ ходить къ старцу Льву для назидашя.

Въ скиту онъ былъ помощникомъ повара целый годъ. Ему часто приходилось по службе приходить къ старцу Макарiю, то благословляться относительно кушанш, то ударять къ трапезе, то по инымъ поводамъ. При этомъ онъ имелъ возможность сказать старцу о своемъ душевномъ состоянш и получить ответы. Цель была: чтобы не искушеше побеждало человека, а чтобы человекъ побеждалъ искушеше.

Старецъ Левъ особенно любилъ молодого послушника, ласково называя его Сашей. Но изъ воспитательныхъ побуждешй испытывалъ при людяхъ его смиреше. Делалъ видъ, что гремитъ противъ него гневомъ. Съ этой целью далъ ему прозвище «Химера». Подъ этимъ словомъ онъ подразумевалъ пустоцветъ, который бываетъ на огурцахъ. Но за глаза про него говорилъ: «Великш будетъ человекъ».

При конце жизни, старецъ Левъ призвалъ батюшку о. Макарiя и сказалъ ему объ о. Амвросш: «Вотъ человекъ больно ютится къ намъ старцамъ. Я теперь уже очень слабъ. Такъ вотъ я и передаю тебе его изъ полы въ полу, владей имъ, какъ знаешь».

Думается, что эти полы великихъ старцевъ были для близкаго къ нимъ ученика подобiемъ милоти Илшной, брошенной на Елисея.

После смерти старца Льва, брать Александръ сталь келейникомъ старца Макарiя (1841–46). Въ 1842 г. онъ былъ постриженъ въ манпю и нареченъ Амвроаемъ (память, 7 декабря). Затемъ последовало iеродiаконство (1843), а черезъ 2 года (1845) — рукоположеше въ iеромонахи.

Для этой цели (посвящешя) о. Амвросш поехалъ въ Калугу. Былъ сильный холодъ. О. Амвросш, изнуренный постомъ, схватилъ сильную простуду, отразившуюся на внутреннихъ органахъ. Съ этихъ поръ онъ уже никогда не могъ поправиться по настоящему. Вначале, когда о. Амвросш еще какъ–то держался, однажды прiезжалъ въ Оптину преосв. Николай Калужскш. Онъ сказалъ о. Амвроспо: «А ты помогай о.Макарiю въ духовничестве. Онъ ужъ старъ становится. Ведь это тоже наука, только не семинарская, а монашеская». О. Амвроспо было тогда 34 года. Ему часто приходилось иметь дело съ посетителями, передавать старцу ихъ вопросы и давать отъ старца ответы. Такъ было до 1846 г., когда после новаго приступа своего недуга о. Амвросш былъ вынужденъ по болезни выйти за штатъ, будучи признанъ неспособнымъ къ послушашямъ и сталъ числиться на иждивеши обители, какъ инвалидъ. Онъ съ техъ поръ уже не могъ совершать литургти; еле передвигался, страдалъ отъ испарины, такъ что переодевался и переобувался по несколько разъ въ сутки. Не выносилъ холода и сквозняковъ. Пищу употреблялъ жидкую, перетиралъ теркой, вкушалъ очень мало.