Оптина пустынь и ее время

Я объясняю себе это видЬше темъ, что старецъ былъ въ сильномъ молитвенномъ настроеши, и благодать Божтя, видимо, сошла на избранника своего. Но почему я удостоился видеть подобное явлеше, объяснить не могу, зная за собой одни грехи, и похвалиться могу только немощами своими.

Быть можетъ, Господь призывалъ меня, грешна го, на путь покаяшя и исправлешя, показывая видимо, какой благодати могутъ достигнуть избранники Божш еще въ этой земной юдоли плача и скорбей.

Мой разсказъ истинень уже потому, что я после сего видешя чувствовалъ себя несказанно радостно, съ сильнымъ религюзнымъ воодушевлешемъ, хотя передъ темъ, какъ итти къ старцу, подобнаго чувства у меня не было. Прошло уже четыре года после того, но и теперь, при одномъ воспоминания о семъ, переживаю умилеше и восторгъ. Мой разсказъ — <аудеямъ будетъ соблазнъ, эллинамъ безумiе», маловернымъ, колеблющимся и сомневающимся въ вере — выдумкой, фантазiей, и въ лучшемъ случае объяснять галлюцинащей. Въ наше время неверiя, безверiя и релипознаго развала, подобныя сказашя вызываютъ только улыбку, а иногда и озлоблеше. Что–жъ? молчать ли намъ, служителямъ истины, — да не будетъ! Приснопамятный старецъ iосифъ поистине светильникъ горягцш и светягцш, — светильникъ же не ставятъ подъ спудомъ. а на свещнице, чтобы онъ светилъ всемъ, находящимся въ истинной Церкви Христовой. Прошу всехъ верующихъ христтанъ молиться за него, чтобы и онъ помолился за насъ предъ Престоломъ Божшмъ.

Все вышесказанное передаю, какъ чистую истину, нетъ здесь и тени преувеличешя или выдумки, что свидетельствую именемъ Божшмъ и своей iерейской совестью».

Отецъ Павелъ пишетъ: «Въ 1907 г. я посетилъ Оптину Пустынь какъ–то случайно». И, действительно, целью его путешесгаяне было намереше посетить Оптину Пустынь. Онъ тамъ оказался, будучи въ гостяхъ у моей тетушки, которая въ то время съ мужемъ своимъ жила тамъ постоянно. О.

Павла я помню еще въ детстве, когда онъ прiезжалъ на праздникъ со святой водой къ той самой моей тете Елене Александр. Озеровой, бывшей тогда попечительницей Рождественскихъ фельдшерскихъ женскихъ курсовъ, где о. Павелъ былъ настоятелемъ церкви. Къ ней–то онъ и поехалъ погостить въ Оптину Пустынь. О. Павелъ, будучи прекраснымъ священникомъ, но какъ и большинство въ Россш белаго духовенства былъ противникомъ монашества. И вотъ какое потрясете ожидало его по прибытш въ Оптину Пустынь! Онъ сталъ тогда послушникомъ Оптинскихъ старцевъ.

Въ 1916 г. мне пришлось зимовать въ Петербурге и тамъ я ходила на исповедь къ о. Павлу. Передо мной былъ человекъ необычайно углубленный, сосредоточенный, боягцшся произнести лишнее слово. Это былъ строгш монахъ, хотя и безъ пострига. Онъ часто участвовалъ въ всенощныхъ бдетяхъ, которыя совершались ночью на Карповке въ церкви–гробнице о. iоанна Кронштадтскаго. Тамъ же онъ служилъ еженедельно акаеисты въ страннопршмнице. Во время упоминатя имени Божiей Матери принимались выть злые духи, сидев иле въ одержимыхъ, приходившихъ туда въ надежде исцЬлетя. Вой этотъ тончайшш мистическш не похожш на голосъ человеческш. Онъ неописуемъ, острый и ледяной, леденягцш ужасомъ душу. Я еле могла удержаться отъ крика ужаса, когда они испускали свой вой. Душа трепещетъ, какъ птица, слыша голосъ своего лютаго врага.

Въ описываемое время о. Павелъ былъ настоятелемъ церкви при Главномъ Штабе. После революцш онъ переехалъ въ Москву и священствовалъ въ Ново–Девичьемъ монастыре. Дальше я не знаю.

Глава XIII. Старецъ Іеросхимонахъ Анатолій (Зерцаловъ) (1824–1897)

Старецъ iеросхимонахъ Анатолш родился 24 марта 1824 г. въ селе Боболи, Калужской губ. Онъ былъ сыномъ дьякона о. Моисея Копьева и его супруги Анны СергЬевны. Родители его были на редкость богобоязненными и желали видеть детей своихъ въ иноческомъ званш Они воспитывали своего единственнаго сына Алексея въ известной строгости. Съ 5–летняго возраста отецъ обучалъ Алексея грамотности и хотелъ, чтобы его сыпь могъ читать на клиросе. Но у мальчика былъ слишкомъ слабый голось. Въ свое время Алексей былъ отданъ въ Боровское духовное училище, а когда окончилъ курсъ учешя, былъ переведенъ въ семинарiю въ Калугу. 14–ти летъ онъ заболелъ горячкою и пропустилъ годъ учешя. Здоровьемъ онъ не отличался. Стремлеше къ монашеству въ немъ было развито рано и онъ чуть не ушелъ въ Рославльсюе леса къ пустынникамъ. Страшная гроза, которая захватила его въ дороге дала ему понять, что Господь препятствуетъ его намеренно. Окончивъ семинарiю, Алексей Моисеевичъ Зерцаловъ, какъ его переименовали въ семинарш, поступилъ на службу въ казенную палату. Но вскоре чудо выздоровлешя отъ чахотки привело его навсегда въ стены Оптиной Пустыни. Онъ пришелъ туда съ матерью. «Благословенна ты, добрая женщина, на какой хорошш путь отпустила сына», сказалъ ей тамъ старецъ Макарш. Онъ сталъ обучать молодого послушника iисусовой молитве и съ любовью имъ руководить.

Когда старецъ бывалъ занять, онъ благословилъ Але ка я обращаться къ о.Амвроаю, объяснивъ свой выборъ: «онъ пошустрее». Кроме этого бр. Алексш обращался за духовнымъ руководствомъ и къ о. Антошю Путилову съ ведома и одобрешя о. Макарiя. Онъ называлъ въ шутку будущаго о. Анатолiя «высочайшимъ» изъ за его высокаго роста, но также имея ввиду его духовное устроеше. Несмотря на доброе расположеше къ нему его руководителей, жизнь бр. Алекая въ монастыре была полна скорбей и трудностей. О. Макарш велъ его тропой иноческаго подвига. Сначала онъ работалъ на кухне, где приходилось ему мало спать, да еще спать на дровахъ. Затемъ его переводили изъ кельи въ келью, неуспЬетъ онъ привести свое помещеше въ порядокъ, какъ его снова переводятъ.

Наконецъ, его поселили въ башне, где его собрать не признавалъ старчества и былъ съ нимъ грубъ. Отъ непривычки мало спать и тяжелаго физическаго труда у него сильно болела голова. Целыми днями онъ лежалъ съ больной головой и некому было подать ему воды и онъ оставался безъ пищи. А внизу подъ башней кололи дрова. Такихъ и подобно этому скорбей было неперечесть. Путемъ этихъ огорчешй въ немъ вырабатывался духъ смиретя, терпешя, кротости и твердости духа. Однажды прiехалъ въ Оптину Пустынь преосвященный Игнатш (Брянчаниновъ), пожелалъ видеть и беседовать съ темъ изъ иноковъ, кто бы опытно проходилъ святоотеческое учете о молитве iисусовой. Ему указали на о. Анатолiя. Епископъ долго беседовалъ съ инокомъ. Беседа инока очень ему понравилась. Прощаясь съ о. Анатолiемъ, преосвященный не могъ не выразить своего уважешя и удивлешя къ иноку и говорилъ объ удовольствш своемъ встретить инока образованнаго и опытнаго въ духовной жизни. Былъ же о. Анатолш у епископа только после двухкратнаго пригашетя и по приказатю старцевъ. Но когда онъ встретилъ о. Макарiя и простосердечно все ему пересказалъ, старецъ при всемъ народе сталъ его бить палкой и говорить: «Ахъ ты негодяй! вообразилъ, что онъ хорошш! Ведь преосвященный аристократа, на комплиментахъ выросъ, онъ изъ любезности сказалъ тебе такъ, а ты и уши развесилъ, думая, что это правда!» Со стыдомъ пошелъ къ себе инокъ… А о. Макарш сказалъ после его ухода: «Какъ не пробрать? Долго ли загордиться!» О. Анатолш тогда былъ уже iеродiакономъ.

Когда умеръ о. Макарш, о. Анатолш и о. Амвросш особенно сблизились между собой, потерявъ любимаго ими обоими старца и руководителя. О. Амвросш, увидЬвъ, что о. Анатолш сталъ уже достигать меры высокаго духовнаго устроетя и созрелъ, чтобы наставлять другихъ, постепенно сталъ вводить его въ свой старческш трудъ, делая его своимъ сотрудникомъ, подобно тому, какъ и его велъ въ свое время о. Макарш. Еще когда о. Анатолш былъ iеродiакономъ, о. Амвросш посылалъ его на гостиницу утешать скорбныхъ и печальныхъ, куда о. Анатолш ходилъ и беседовалъ съ ними.